При анализе всех доступных источников для исследования криминальных традиций Италии из основных можно выделить судебные протоколы, известную историю преступлений криминальных организаций и обществ, статистику, другие наблюдения, результаты работы с самими представителями криминальных организаций. Однако, до этого момента никто еще не рассматривал такой дополнительный источник информации и проверки данных как социология искусства.

Целью этой статьи является анализ важности проведенной на стыке наук научной работы, раскрытие способа применения социологии искусства для исследования поведенческих и психологических характеристик криминальных традиций юга Италии на примере работ художника Сальватора Розы, демонстрация некоторых тенденций и направлений для совершенствования и развития подходов и методов научного анализа.

В современном научном мире уже существует необходимость перехода к синтезу знаний, исследований, и проведения и анализа на стыке наук. Считается не эффективным исследования явлений, феноменов, проведенных не с точек зрения различных дисциплин и наук. Следовательно, со сформировавшейся к XXI в. дисциплинарной организацией науки ученый, исследователь идет к тому, чтобы работать с междисциплинарным знанием, применять специализированные, нетрадиционные подходы и методы, которые позволят добиться результата и проверить свои выводы с разных сторон. Однако, нельзя сказать, что это новый и современный подход, например еще в конце XV в. Командор Ордена Иисуса Христа Иеронимо Санчеса де Каранза издал фундаментальный труд «Философия оружия», который написан на стыке девяти наук, таких как механика, геометрия, философия, психология, физика и др., о чем он сам пишет в своей работе. Практически все европейские мистики писали свои труды на стыке наук и только таким образом подходили к исследованиям.

Тем не менее с каждым веком не только изменилось, исказилось понимание некоторых наук, но и какие-то утратили свою актуальность, в настоящее время уже под ними подразумеваются совершенно другие понятия и цели. То есть, понимание междисциплинарности наук как с точки зрения самого определения понятия, так и с точки зрения эвристического потенциала могут существенно отличаться, тем более по прошествии времени, с учетом различных менталитетных и психологических составляющих. Например, сейчас считается, что физиогномика – это метод определения типа личности человека, его душевных качеств и состояния здоровья исходя из анализа внешних черт лица и его выражения. Наряду с этим существуют древние источники, в которых говорится, что эта наука о намерениях противника.

Можно столкнуться с такой проблемой — ученые указывают, что их работа сделана на стыке наук, придавая актуальность и ценность своим изысканиям, однако, при недостаточно глубоком понимании этой междисциплинарности, категорийного и понятийного аппарата, их выводы требуют дополнительных проверок и анализа, не могут считаться абсолютно достоверными, поскольку будут, поверхностными и «вводить в заблуждение».

Следовательно, приступая к анализу и работе на стыке различных научных дисциплин, необходимо основательно в них разбираться, достоверно определить и конкретизировать сущность, терминологию и предмет конкретной дисциплины или науки, чтобы быть компетентным и мочь оперировать этими знаниями в научных исследованиях. Каждая наука, дисциплина или отрасль имеет свой четко определенный объект исследования, научную методологию, подходы, инструментарий, признанное экспертное сообщество, «научную элиту», «научную периферию», совокупность авторитетных основополагающих источников и научной литературы, результатов исследования и пр. Исследователь как представитель определенной научной дисциплины должен в том числе обладать и другими качествами, такими как дисциплинированность, объективность, исключение привязанности или склонности к тем или иным теориям, учёный не должен отступать от необходимых норм и правил исследования, ему следует учитывать культурную и психологическую составляющие.

Разобравшись в этом, изучив вышеперечисленное, можно необходимую дисциплину рассматривать и использовать как источник проверки, «систему прореживания возможных гипотез и выводов (отсева недопустимых), как способ мышления и объяснения. Такая обширная научная работа на данный момент доступна только крупным научно-исследовательским институтам, где уже сформирована проверенная научная база, сосредоточены различные технологии, специализированная методология и инструментарий, которые позволяют не только провести полноценный анализ и сделать выводы, но и проверить это все на практике экспериментальным путем или полевыми исследованиями на местности. Крайне важную роль в этой работе играет и наличие экспертного состава, компетентность и подготовка состава научных групп. Несмотря на это, основная тенденция в современном научном мире характеризуется использованием стереотипного подхода, специализации и синтеза знаний на основе только определенного мнения, искажения данных, что можно было бы назвать неким «профессиональным кретинизмом». В основном это происходит в том случае, когда представители определенных наук или дисциплин не хотят глубинно разбираться в проблематике, проводить действительно научные исследования, просто не хотят ничего знать другого, что выходит за непосредственные рамки их понимания и мировоззрения. Такой подход приводит не только к ложным выводам и результатам, но и формирует профессиональные стереотипы, автоматизацию некачественных навыков и умений, использование неэффективной методологии. Стереотипизация подходов и методов исследования, добывания и анализа информации ведет к тому, что ученый начинает «по-своему» воспринимать предмет и цели исследования, любые другие инновации и технологии в выбранной отрасли воспринимает как псевдонауку и тому подобное. Тем самым он исключает продуцирование новых знаний, методов и подходов исследования, значительно урезает свои возможности и результаты работы, просто сводит свою многолетнюю работу на нет. В то время, как в науке, наоборот, приветствуется развитие эффективных инновационных технологий, что является важнейшей особенностью науки.

Цель этой статьи состоит в том, чтобы выделить и раскрыть в частном случае (исследования криминальных традиций Италии) важность междисциплинарного подхода и работы на стыке наук – с применением социологии искусства, показать некоторые тенденции и направления для совершенствования и развития подходов и методов научного анализа.

Для начала рассмотрим саму социологию искусства как науку, ее основные характеристики и предназначение. Очевидно, что прежде всего социология искусства, как и социология культуры, представляют собой определенную дисциплинарную сферу, при чем имеющую не только теоретическую, но и методологическую составляющие.

Как писал Пьер Франкастель (1900-1970), известный французский историк и социолог искусства: «Целью социологии искусства является… описать, с одной стороны, серию фигуративных объектов, показывающих, как элементы, из которых они сделаны, принадлежат определенной области цивилизации, и, с другой стороны, определить правила отношений в соответствии с тем, какие виртуальные образы передаются от человека к человеку»

Эта специфическая отрасль социологии, которая изучает искусство как определенное измерение жизни, отражение философии, психологии определенного художника или региона, образа жизни людей, субкультур, групп, обществ и пр. Многие особенности, общие для всех социальных слоев, теперь «пренебрегаются» и все чаще относятся к этнологии, археологии и истории искусства.

Социология искусства и социология культуры анализируют, с одной стороны, искусство, которое представляет собой некую деятельность или язык. В том числе этот язык несет в себе определенное эстетическое измерение в социальной жизни (одежда, мебель, архитектура, кулинария, издательство, музыка, реклама). С другой стороны, в исследованиях этой направленности также детально оценивается и изучается деятельность и специфический мир, персональные техники, особенности, стили художников (художественная среда, распространение произведений искусства или изучение художественных движений).

Для интерпретации или характеристики особенностей художественного произведения или объекта культуры используются научный и критический подходы, которые позволяют достаточно узко проанализировать и оценить необходимый объект искусства. Такие стандартные подходы не учитывают многие особенности, например, как отражение среды, влияние на дальнейшую жизнь тех или иных людей, формирование взгляда человека того или иного периода. Это в определенной степени ограничивает научные исследования и анализ тех или иных объектов, в результате исследователь не может почерпнуть максимум полезной информации, которая необходима для дальнейшей аргументации выводов и работы. В том числе эту дисциплину можно также рассмотреть с точки зрения неклассического метода получения необходимой информации о совершенно другом явлении или феномене, например, о криминальной традиции Италии. 

 

гравюра Сальватора Розы

 

Общий анализ искусства в Италии всегда играл ведущую роль, особенно в том, что касается изобразительного искусства, так как оно является национальным историческим наследием, одним из главных ресурсов страны. Через многие века и тысячелетия тянется эта бесконечность произведений искусства, представляя всему миру Италию как дом культуры и художественной красоты. Однако, на самом деле те произведения искусства, которые обычно входят в перечень объектов для исследований, могут не быть общепринятыми, в том числе, даже запрещенными. Из практики проведенных исследований в Научно-Исследовательском Институте «Памяти» такие запрещенные вещи, наоборот, привлекают внимание и являются крайне ценными для исследования, особенно причины, по которым их решили скрыть от общества. Возможно, в современном мире граница между бытием, чему «быть или не быть» искусством, является слабым местом, спорным вопросом, на которой мы только можем обратить внимание, начиная с наблюдения социальных практик и общих эстетических ценностей.  То, что входит или не включено в искусство, возможно, является якобы «неискусным», постоянно подвергается критике на основании различных культурных общепринятых систем и стереотипов. Это также подчеркивает высокую степень нестабильности того, что в разные эпохи считали искусством.  В этой всей массе аспектов и нюансов мы можем остановиться на том, что существуют различные формы выражения, которые в какой-то определенный период времени не имеют эстетической ценности, весомого значения для общества, однако, они могут стать одним из основных источников информации в исследовании для проверки построенных гипотез и полученных выводов, а это уже крайне важно для научной деятельности.

При исследовании криминальных традиций юга Италии мы наткнулись на такую личность, как Сальватор Роза. Это художник, поэт, музыкант, философ и патриот, который соединил в своей прекрасной организации высшие элементы высокого искусства с благородными инстинктами интеллектуального человечества.

 

автопортрет Сальватора Роза 

 

Как пишет Леди Морган, автор книги «Жизнь и времена Сальваторе Роза»: «Он работал со своим великим призванием с духом зависимости, который никогда не угасал, и с непоколебимым сопротивлением преследованиям деспотизма и проискам профессионального соперничества. Его моральное достоинство отказывалось потворствовать распущенным вкусам расточительных времен, во время которых он процветал, и в этом отношении, превосходя многих своих великих предшественников, он не оставил ни одной картины, за которую «- умирая, он может покраснеть…»».

Сальватор Роза родился в 1615 году в Аренелле, деревне недалеко от Неаполя (позже вошла в состав города). Его мать Джулия Роза родом из сицилийской семьи, родилась в Греции, отец Вито Антонио де Роса был геодезистом. Первоначально его отдали в монастырь сомасских отцов, чтобы он стал священником или адвокатом; тем не менее, молодой Сальватор в то время начал проявлять свои художественные наклонности, поэтому он пошел учиться первым зачаткам живописи у своего дяди по материнской линии Паоло Греко. Биография Сальватора Розы переплетена многими событиями, витиеватой линией, которая лежит между переездами и возвращениями во Флоренцию, Рим, Неаполь. Его жизнь полна многих разногласий и противоречий.  В биографии Сальваторе ярко отражены и одинокие скитания в Кампанье, работа за жалкое вознаграждение, мрак и бедность, которые описаны им же самим в его «кантанте» (итал. вид песни ), гонения, уничтожение его исторических картин и поэтических произведений, его несчастные состояния души и подавление духа.

Его работы в живописи и сатирическом письме стали великими, но не столь распространёнными, в отличии прочих известных представителей искусства в Италии. Его музыкальные произведения стали настолько популярными, что «прядильщики и вязальщики на солнце прослушивали их вновь и вновь». Сальваторе Розу одновременно уважали, но и критиковали в свое время. Ведь, в средние века понятие совершенства в искусстве живописи было основано на политических сочетаниях времен, когда господствовала иерархия, а у Церкви в руках была сосредоточена государственная власть. Знание или любого рода его проявление в живописи, поэзии, театре являлось превосходством до тех пор, пока оно было монополией и исключительной собственностью духовенства и власти. В тот период на развитии культуры значительно сказывалось искусственно созданное интеллектуальное неравенство. Долгое время искусство было инструментом управления, невежество неизбежно превращало нужные касты людей в жертв, а те, кто противоречил этому, предавался жесткой критике и гонениям. С целью поддержать могущественную систему священнического господства, которая веками управляла народами Европы, в том числе и их правителями, любые проявления усилий человеческого интеллекта, работы человеческого гения были отброшены и поддавались жестким атакам, согласно требованиям той эпохи. Эта же система имеет свои проявления и в сжигании произведений Цицерона и выбрасывании статуй Праксителя, но, с другой стороны, в этот период времени была восстановлена философия Аристотеля, произошло возвышение Рафаэля. Несмотря на это, как отмечают биографы, молодой художник Сальваторе Роза, уклоняясь от угнетений социального порядка того дня, под влиянием особых обстоятельств вторгся в спокойствие гуманизирующего искусства, он остался в стороне от унижающих достоинство мер покровительства и преследований в результате зависти и злобы его современников. Несмотря на это, его характер, личность, манера, стиль, талант Сальваторе заняли свое место в средневековом мире и с большим восхищением воспринимались окружающим.

 

 

Однако, чем личность и деятельность Сальваторе Розы могут быть полезными для исследования криминальных традиций юга Италии?

Помимо всех работ и достижений Сальваторе Розы, несмотря на все гонения власти, он изобразил историю современной Италии в образе групп вне закона, неких оскорбленных людей. Это были люди, вынужденные совершать различного рода преступления, которые населяли дикие просторы Абруццо или искали убежища в пещерах Калабрии. Именно в этих местах Сальватор нашел их и изобразил в своих работах, раскрывая их самобытность, характер, образ жизни как моральный результат политического управления. Сальватор Роза отметил, что несмотря на противодействие государственной власти и преступный образ жизни, достаточно благородный характер отличал их высокую, естественную и социальную касту. Эти бандиты были способны к рыцарским поступкам и щедрым сочувствиям, в отличие от участников войн того периода.

Хотя почти все его биографы упоминали об этом раннем и единственном «путешествии» в другой мир криминальной субкультуры, все же немногие из его положительных деталей были сохранены. А именно, основным источником информации стали «портретные сцены, сохранившиеся в его необычных пейзажах, морских видах, мысах, раскаленных скалах, античных руинах и диких берегах, идентифицируемых по каким-то особым и аутентичным признакам; а также из черт лица и костюмов этих изолированных небольших групп. Он достаточно долго наблюдал за поведением и характером этих людей, изучал их среди диких и возвышенных пейзажей Базиликаты, Апулии и Калабрии. Таковы были предметы ранних исследований Сальваторе Розы, такие модели нетронутой возвышенности, которые позволили ему начать свой путь оригинального мастера в эпоху, когда все возможные способы оригинальности и изысканности, казалось, были исчерпаны. Бесчисленные пейзажи, которые сейчас так широко разбросаны по всему цивилизованному миру и так высоко ценятся во всех странах, являются либо портретами сцен, нарисованными в этот период, либо хранятся в фондах библиотек и архивов. Некоторые представляют собой дикие долины, расположенные у подножия горы Монте-Сарчио (первая стадия его странствий), со всеми их вулканическими остатками, поверхностями из пемзы и туфа, известняковыми холмами; другие представляют фрагменты классических руин Беневентума, его благородной арки и амфитеатра; следующие, демонстрирующие только волнистые и одинокие курганы и некоторые бесформенные руины, сохраняют характерные черты древнего Эклано.

 

 

Данные пейзажные картины многое могут рассказать о среде и местности того периода времени, однако, для исследования криминальных субкультур Италии, в особенно Ндрангеты, так как именно этот регион считается местном происхождения этой криминальной традиции, важно обратить внимание на изображенных субъектов. Основными персонажами, которых изобразил Роза в ходе своих странствий в Апулии и по берегам Адриатики, скалам Монте-Гаргано и Сан-Йито с их крепостями-монастырями, в порту Бари, гротах Палиньяно, в пещерах магов Отранто, описанные Плинием, были жители этих регионов. Районы Пестюн и Салернум также были отмечены как частые и любимые места прогулок Сальваторе.

Горы Абруццо и Калабрии (самые дикие и возвышенные в Апеннинах), которые с обеих сторон открывают вид на Адриатическое и Средиземное море, в течение самого длительного периода сдерживали в силу своей недоступности любые пути паломничества, что способствовало формированию естественной изолированности этих групп.

Любопытные античные города, укрытые среди скал, возвышающиеся сооружения, иногда построенные на почти недоступных вершинах скал, населены людьми, полными беспокойной энергии и бескомпромиссной независимости формируют и закаляют моральные качества в этих горных регионах. Считается, Сальватор Роза сбежал в эти места от установленных границ социальной агрегации.

Событием, которое наиболее ярко отметило бесстрашное путешествие Сальватора в Абруццо, стало его пленение бандитами этого региона и его временная (и, как говорят, добровольная) связь с этими людьми. Нет сомнений в том, что он некоторое время жил среди живописных преступников, чьи портреты без конца он умножал; и хотя немногие из его биографов ссылаются на это событие, но многие детали и картины подтверждает подлинность этого факта, некоторые из его лучших картин дают косвенные доказательства. Тысяча пятьсот бандитов ему удалось перевести на сторону своих союзников, и с тремя сотнями монахов, которые уже находились под риском смерти, когда неаполитанское правительство обнаружило заговор, а вождей казнили самыми жестокими и продолжительными пытками. Такое решение какое-то время находиться среди этих асоциальных элементов было подкреплено исключительно пользой для искусства и накопления тех образов, которым его слава так сильно обязана до сегодняшнего дня.

 

 

Социальная и политическая позиция неаполитанских бандитов в начале XVII века формирует любопытную черту в истории Италии, где царили деспотизм и беззаконие. Тем не менее, как отмечает Сальватор, эти подлинные бандиты не были вульгарными головорезами, ограничивали свои подвиги грабежом на дорогах и неизбирательным расхищением и убийствами. На самом деле они были более близки к храбрым, смелым Кондотьери, а также к черным и белым бандам Медичи и Саффолка в XV и XVI вв. Когда они были не на службе, жили на свободе, в дикой природе, то время от времени соперничали в достоинстве и значимости с постоянными армиями, сражаясь, за наем в любом деле, за которое им бы платили, нападая на права и свободы всех, кто стоял на пути амбиций, смелости или деспотизма их работодателей, со всей гордостью, пышностью и обстоятельствами законной войны. Подобно морскому письму, наполовину пиратскому и наполовину национальному, их войска регулярно записывались на службу и были дисциплинированными; и хотя их ряды были заполнены дикими и бесполезными — людьми, которые выходили из-под контроля цивилизованного общества или были вытеснены за его пределы из-за своих преступлений, нашли убежище в диких дебрях юга Италии. По своим талантам и званию они становились вождями и лидерами людей, связанных и вооруженных против общества под влиянием самых разных причин. Это исторический факт, что количество, мастерство, доблесть и верность этих групп сформировали их, в течение столь короткого периода, столь грозными в глазах австро-испанского правительства, и столь уважаемыми в оценке люди. И даже, правительство, против которого они так часто и так открыто противостояли, было радо взять их на службу.

 

 

Однако, когда они были враждебны к законному делу, то же правительство преследовало их с регулярными войсками до грани их недоступных постов; сжигали, пытали и вешали тех же людей, как врагов, которых они ранее считали и поощряли как союзников.

Оплот этого «особого ордена», асоциальной структуры уже давно обитал на юге Италии, именно там среди скал, пещер, озер, болот и тени смерти, как их изображал Сальватор Роза. Таким образом, они со своими семьями были обречены на дикое, ненадежное, но не безрадостное для них существование; в то время как периодически их привлекали в отдельные отряды и распределяли под защитой правительства в города и деревни королевства или направляли во внутренние крепости яростных неаполитанских баронов и других людей того же ранга, которые жили, вечно испытывая враждебность по отношению к той правящей власти, которой они постоянно доверяли и притесняли. Многие из этих надменных дворян воспользовались давней торговлей итальянских разбойников и вернули себе древние права в качестве феодальных принцев над соседней страной. В этих случаях к ним иногда присоединялись, а иногда им противостояли бандиты Абруццо, поскольку интересы или чувства этих грозных преступников побуждали их принять или отвергнуть свое дело.

В момент этого «путешествия» среди разбойников Калабрии, Абруццо и Апулии Сальватор Роза стал свидетелем конфликтов нерегулируемых и беззаконных интересов, но могущественных желаний, возвышения характера, безрассудства всех человеческих страданий, выходящих за рамки всех социальных отношений, игры сильных антипатий и сильных инстинктов, которые выступили как психологическими, так и философскими элементами для размышлений и творчества.

С точки зрения анализа криминальных традиций Италии, художник, поэт Сальватор Роза оказался одним из уникальных исследователей, которому удалось проникнуть внутрь банд разбойников, там находиться некоторое время, детально изучать и исследовать их характеристики и особенности, образ жизни этих людей. Во-первых, одним важным аспектом является то, что он пробыл среди них ограниченный период времени, что исключает возникновение какой-либо приверженности к этой касте людей и образу жизни. Ведь, если человек значительное время находится в определенной среде или остается там, то он со временем становится приверженцем и последователем идей и философии этой среды, начинает разделять их интересы и образ жизни, следовательно появляется склонность к идеализированию этой среды для себя и для других. Во-вторых, поскольку Сальватор Роза был художником и поэтом, то он за время своей жизни уже выработал в себе специфические взгляды на вещи и на людей, которые помогают замечать и изучать те вещи, которые возможно бы не заметил обычный человек. Как у художника у него развиты навыки тщательного наблюдения, детализирования, запоминания, исследования и пр., что также крайне важно и в научно-исследовательской работе. Следующей основной особенностью является то, что Сальватору удалось проанализировать и сделать некий срез жизни, психологии и философии этих людей, их среды, отразить это в своих работах, которые дошли до наших дней, и теперь мы можем с ними работать.

 

 

Выводы

В современном научном мире основными источниками исследования криминальных традиций являются архивные документы, судебные протоколы, статистика работы соответствующих структур и организаций с представителями этих субкультур и другие данные, которые могут быть получены из анализа самих преступлений. Исследования, которые касаются именно истории происхождения этих криминальных традиций, в большинстве случаев заходят в тупик и до сих пор на многие вопросы так и не найдены ответы, поскольку такая задача является слабоструктурированной, так как отсутствуют какие-либо общепринятые (стереотипные) источники информации. В Научно-Исследовательском Институте «Памяти» Ph.D О.В. Мальцевым были разработаны специализированные подходы и методология для исследования таких феноменов и явлений при отсутствии источников информации. Для изучения криминальных традиций юга Италии в качестве источников информации и проверки выводов были приняты, помимо всего прочего, письменные источники, связанные с ключевым навыком эпохи, и европейская архитектура, что привело к крайне важным результатам и выводам, которые прояснили историю происхождения калабрийской субкультуры. Однако, дополнительным источником для исследования криминальных традиций Италии также можно рассматривать работы художника Сальваторе Розы. В этой статье рассмотрена деятельность Розы, как она повлияла на становление и развитие культуры Италии в эпоху Средневековья, в том числе, влияние правительства того периода времени на жизнь художника. Тем не менее, Сальватор оказался практически единственным человеком, которому удалось проникнуть внутрь группы бандитов региона Калабрии, Абруццо и Апулии, находиться там внутри, изучать этих людей, их интересы и стремления, образ жизни, философию и отразить это все в своих работах. Следовательно, данный источник может использоваться в исследованиях, в том числе наряду с уже известными источниками информации. При добавлении этого источника и науки социологии искусства в исследовательскую научную работу она приобретет междисциплинарный характер и позволит провести исследование на стыке наук. Такой подход позволит подтвердить достоверность выводов и придать ценность и актуальность научной работе.

 


Автор статьи: Филиппова Анна Олеговна

Научный сотрудник криминологического центра. Занимается криминологическими и криминалистическими исследованиями субкультуры юга Италии.

 Источник:
Вестник «Результаты работы ученых». Том 1, №3 (2020): Проблематика и аспекты криминологии в XXI веке