Как и откуда возникает безопасность? В какой момент времени именно эта категория становится для человека актуальной? Как человек может идентифицировать для себя, что он находится в опасности?

Актуальность поднятых вопросов очевидна, и она касается каждого в отдельности. Любой из нас ежедневно сталкивается с опасностью. Она может возникнуть практически из любого источника: стихийное бедствие, вождение в нетрезвом состоянии, косой взгляд в сторону человека, лишенного своей наркотической дозы. Буквально весь окружающий нас мир может причинить человеку неприятности.

Современная правовая и философская доктрины обосновывают существование государства как института объединения людей, в том числе — для обеспечения их безопасности. Правительства государств обосновывают выделение огромных денежных средств на оборонные бюджеты именно для того, чтобы обеспечить пресловутую безопасность, однако, они указывают на безопасность страны, общества или региона, а безопасность самого человека должна, как бы, само собой подразумеваться.

Современная наука все чаще считает и рассчитывает глобальные угрозы, забывая о самом человеке, предполагая возникновение автоматического блага для каждого в отдельности при условии обеспечения общности. Однако, по мнению авторов, это не отвечает действительности. На сегодняшний момент времени шуточный слоган «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» как нельзя актуален! Почему так и что с этим делать? Для разрешения этой проблемы авторы и провели данное исследование.

Исследование

В книге «Символический обмен и смерть» Жан Бодрийяр пишет:

«Другая форма социального контроля как шантажирования жизнью и ее продлением — безопасность. Сегодня она перед нами повсюду, и «силы безопасности» варьируются от страхования жизни и социальной страховки до автомобильных ремней безопасности и Республиканских отрядов безопасности. «Застегните его», — гласит реклама ремней безопасности. Разумеется, безопасность представляет собой промышленное предприятие, подобно экологии, распространяющей ее в масштабе всего человеческого рода: в обоих случаях игра идет вокруг конвертируемости смерти, несчастного случая, болезни и загрязнения среды в капиталистическую сверхприбыль». (Baudrillard, 2017).

«Безопасность — это промышленное продолжение смерти, так же как экология — промышленное продолжение загрязнения среды».

Нам всем говорят, что такое безопасность, доводят до нас ее значения, «подсвечивая» опасности. Однако, подсвечивают нам то, что выгодно производителю, промышленности, то, за что человек готов платить деньги. Что позволяет не задумываться о безопасности, нам уже и так всё сказали, ответив на все вопросы об устройстве мира. При этом, опасность возникает для человека неожиданно. Самый главный вопрос безопасности сегодня: что происходит? С этого все начинается, однако, уже поздно, всё уже происходит. Нужно было раньше задавать вопрос, и притом – другой, а именно: что может произойти? Что могло бы произойти? Этот вопрос происходит из другого вопроса: почему я, вдруг, вообще должен задаваться этим вопросом, и какими бы то ни было вопросами вообще?

На территории постсоветского пространства вопрос «что происходит?» люди начали себе задавать сразу же после развала СССР в 90-х годах ХХ века. До этого периода времени разбираться с этим вопросом было уделом специальных органов и служб. Эра «дикого капитализма», пришедшая на территорию постсоветского пространства, предоставила, с одной стороны, свободу личности, а с другой — необходимость задавать этот вопрос уже себе. Безопасность сегодня для среднестатистического человека – это всего лишь серия вопросов.

Рассматривая категорию «генезис безопасности», мы говорим об изменении серии вопросов. В разные времена превалировали разные насущные вопросы. Более того, каждый из них отличался по свойствам. Например, вопрос финансового характера «Кто?». Люди хотят знать, кто все это устроил. «Кто?» — это вопрос, которым можно свести человека с ума. Этот вопрос происходит от самого генезиса безопасности. Раньше, когда что-то происходило, было известно – кто. Сегодня же информационные технологии, глобальная паутина позволяют злоумышленнику оставаться неизвестным. Когда все уже произошло, человек желает знать только одно «Кто?», кто стоит за произошедшим? Кто будет отвечать? Кто виноват?

Сегодня люди ждут когда что-то произойдет, а потом спрашивают: «Кто?» По сути, это уровень, на котором сегодня находится генезис безопасности. Причины такого положения вещей заключаются в следующем:

  1. На протяжении ХХ века на территории Европейского союза для его жителей была сформирована Амальгама (Маltsev, 2018), в которую все с большим удовольствием поверили и начали ее использовать. Суть этой Амальгамы можно выразить в следующей формуле: мы платим налоги, вы — обязаны нас защищать. Юридически – все верно, фактически – это невозможно. Если так, то полицейских должно быть в три раза больше, чем граждан, поскольку для постоянной охраны нужно как минимум 10 полицейских на одного гражданина (три в смене, смена раз в три дня, выходные и так далее). Такого никогда не будет, соответственно, никто и не собирался выполнять взятые на себя обязательства. Полиция защищает закон, а не граждан. Она ждет, пока преступление совершится, а потом расследует его. Никто никого и нигде защищать никогда не собирался. Полиция борется с правонарушениями. Безопасность самого человека — это его личное дело.
  2. Надежда на правоохранительные органы. Многие люди до сих пор считают, что некое «покровительство» правоохранительными органами их самих, их бизнеса даст им безопасность. Однако, те, кто желают навредить, ни вас, ни правоохранительные органы предупреждать не станут. Удар будет неожиданным и будет произведен так, чтобы вы не узнали о том, кто его нанес. Таким образом, у вас может не быть возможности даже позвонить вашим «покровителям», а даже если вам это удастся, скорость их реакция вам неизвестна.
  3. Такого понятия как «безопасность» не существует, существует понятие охрана… Охрана – это те лица, которые строго структурированы, отрегулированы законом. Они осуществляют физическую охрану лица (телохранители) либо охрану имущества предприятия (системы сигнализации, пультовая охрана, охранники).

Этим охранные фирмы и ограничены, ведь в законе нет положений, например, об обеспечении безопасности деловых кругов. Таким образом, охрана – это только часть, элемент безопасности.

 

 

К примеру, в законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» было дано определение безопасности, а именно: это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы определены как  совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (Zakon, 1992).

К основным объектам безопасности относились: личность, ее права и свободы; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Закон этот утратил силу, в дальнейшем в новых законах, пришедших ему на смену, таких определения дано не было.

В законе Украины «О национальной безопасности» дано определение общественной безопасности и порядку, как защищенности жизненно важных для общества и личности интересов, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение которых является приоритетным заданием деятельности сил безопасности, других государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц и общественности, которые совершают согласованные мероприятия относительно реализации и защиты национальных интересов от влияния угроз (Zakon, 2018).

Исходя их двух приведенных примеров, видим, что государство сосредотачивается на обеспечении собственной безопасности, а не на безопасности отдельного гражданина.

Если мы взглянем на список использованной литературы в книге А.И. Доронина «Бизнес Разведка» (Доронин, 2009), то увидим список из 222 источников одних лишь книг, не считая статей и публикаций — и это то, что было издано только за период с 1990 по 2000 годы.

Как известно, основной задачей сбора информации является именно атака, т.е. создание опасности. Промышленный шпионаж как способ построения бизнеса был и остается крайне популярным видом деятельности.

При этом, опасность спланированная и опасность спонтанная — разные вещи. Деловая активность как область постоянно содержит в себе опасность, поскольку деловая активность — это область конкуренции. Она может быть добросовестной или нет, что порождает гамму опасностей. Все хотят в этой сфере навредить друг другу. Начиная с 2004 года эту сферу начала активно внедряться электроника, различные форумы, социальные сети, СМИ, блоги. По сути, начали применяться новые методы, направленные на достижение главенствования на рынке — от прямого воздействия (например, взлом компьютеров) до изменения отношения общественности к бизнесу путем дискредитации его на рынке.

В конце концов, это закончилось тем, что сейчас мы имеем многоэтажную структуру безопасности, откуда и исходят разновекторные угрозы. Примером может послужить книга А. Деревицкого «Коммерческая разведка» (Деревицкий, 2006), в которой описано 94 специальных способа воздействия на человека.

Как было отмечено ранее, вся безопасность сегодня заключена в вопросах.

Существует формула: вопрос сам по себе порождает теоретизацию, а теоретизация либо дает ответ на вопрос, либо нет. Из этого возникает потребность, и эта потребность в навыке. То есть вопрос порождает потребность в навыке. Навык нужен только тогда, когда появился вопрос. Есть вопрос, дальше появляется цель – научиться чему-либо: стрелять, противостоять, работать с информацией и тд. Однако, потребность в навыке возникает тогда, когда вопрос уже стоит перед человек, а вопрос возникает тогда, когда с человеком «все уже произошло». Как же должно быть? Необходимо, чтобы навыки возникли до того, как с человеком что-то произойдет, и это уже не приобретенный навык, это потребность в навыке.

 

 

Итак, когда происходит теоретизация, все уже произошло. Этот процесс и будет механизмом формирования опыта. При этом, человек сам над собой ставит опыты.

Эта модель касается не только безопасности, а всех сфер жизни человека. Эта модель формирования опыта человека – «сына ошибок трудных». И на какой стадии это прекратится – неизвестно. Это лотерея, где на кон ставится жизнь человека. Опыт, основанный на судьбе — это опыт, основанный на поставленных над собой экспериментах.

Для того, чтобы избежать постановки опытов над собой, формула должна выглядеть иначе. Для того, чтобы вопрос у человека возник «до того, как», должен быть прогноз, человек должен допустить, что это может с ним произойти. Это логика от прогноза. Необходимо прогнозировать угрозы.

Ранее в сфере безопасности применялась шкала угроз, на сегодняшний момент времени она себя исчерпала. Вместо нее появилась шкала «негодяев». Шкала «негодяев» дает возможность прогнозировать. Поняв из этой шкалы сколько «негодяю» необходимо времени для того, чтобы добраться до человека, такой человек понимает, сколько у него есть времени, для того, чтобы приобрести нужные ему навыки. Такой человек понимает, какими навыками он должен обладать, чтобы этим «негодяям» противостоять (Мальцев, 2020).

Сегодня никто не собирается формировать у себя навыки. Теракты в Европе ярко это показывают.

Иосиф Линдер, президент Международной Контртеррористической Тренинговой Ассоциации в предисловии к книге Жанна Бодрияйра «Дух терроризма» пишет: «Терроризм существует на планете столько же, сколько существует сама цивилизация, и исчезнет также с исчезновением жизни на нашей планете. Человеческий разум создает и модернизирует миллиарды концепций и теорий, вписывающихся в те или иные временные рамки. Скоротечность, нарастание объема и постоянное ускорение информационных потоков в XXI веке нуждаются в своих теориях, позволяющих понять и объяснить суть происходящего и постараться экстраполировать это знание хотя бы на ближайшее будущее. Изменение политического ландшафта, изменение в сторону все большей циничности политической системы воспитания и самих геополитических технологий, расширение системы множественности стандартов (о системе двойных стандартов говорить уже не приходится), тотальный отход от глобальных дипломатических и моральных устоев в поведении делает нашу среду обитания не просто опасной, но и крайне жестокой. И формы этой жестокости также постоянно меняются вместе с совершенствованием современных технологий, особенно в сфере «информационного отравления». Большинство людей может лишь догадываться о всем комплексе психологических приемов, с помощью которых их подвергают ежедневной, а порой и ежечасной обработке, заставляя становиться невольными участниками тех агрессивных процессов, к которым это самое большинство практического отношения не имеет…» (Baudrillard, 2017).

Ярким примером происходящего сейчас служит и то, что в современном мире даже нет организации, которая обеспечивает безопасность вылета авиабортов с аэродромов. То есть, по сути, это никому не нужно. Это пример того, где нет правых, нет виноватых, отрасли такой даже нет. Делайте, что хотите, но соблюдайте закон. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» – девиз безопасности.

Полиция в современном мире должна работать на то, чтобы не допускать совершения преступления. Однако, в действительности, этого никогда не будет, поскольку полиция затребует развязать ей полностью руки, затребует тотального контроля над населением, что, в свою очередь, полностью противоречит доктрине прав человека. Поэтому формула «спасение утопающих — дело рук самих утопающих» останется неизменной.

В праве большинства государств мира существует понятие «необходимой обороны», описывающее, что делать в случае физического воздействия на человека, при этом, отсутствуют регуляторные акты, которые устанавливают порядок действий в случае диверсии в отношении бизнеса, недобросовестной конкуренции, промышленного шпионажа…

Существуют теоретики, которые считают, что самоорганизация системы — это лучшая форма, кроме того, это еще и не требует затрат со стороны государства. Самоорганизовывайтесь как хотите, но не нарушайте закон.

Государства же, в большинстве своем, жестко ограничивают человека в его возможности защитить себя и свои права. Примером служит получение права на владение оружием, реализация которого является крайне непростой в большинстве случаев.

Если нам известно, что в нашем городе есть «негодяи», то рано или поздно они обязательно доберутся до бизнесмена. Ведь если они есть, значит, они кому-то нужны, и кто-то обязательно воспользуется их услугами для атаки на конкурентного бизнеса.

Современный мир полон опасностей, особенно это касается бизнес-деятельности. Каждый сотрудник предприятия является потенциальным диверсантом, и этим также никто не занимается. Мелкие нарушения накапливаются и выливаются в большие проблемы, приводящие к катастрофам в бизнесе, что можно было бы сравнить с управлением самолетом. При расследовании причин авиакатастроф инспекторами часто в качестве причин указываются ряд небольших нарушений, приведших к летальным последствиям.

 

Выводы

Иллюзия современного мироустройства и симуляция общественных норм создает для человека виртуальный кокон безопасности, что позволяет индивидууму убедить себя в наличии некой автоматической безопасности. Однако, исторические процессы, изменения общественных устоев и технологичность электронных устройств, которые нас окружают, лишь трансформируют опасности в новую форму, создают новые опасности, а иногда и усиливают уже существующие. Каждый сам вынужден приобретать необходимые навыки для обеспечения собственной безопасности, поскольку ее обеспечение государством при сегодняшней доктрине, в принципе, невозможно. Выведение формулы формирования опыта у человека и, соответственно, возможность работы с этой формулой позволяет каждому заблаговременно идентифицировать для себя возможные опасности и осуществить необходимые действия для своей защиты, а также обрести нужные навыки.

 


Автор статьи: Максим Шевченко

юрист; изучает и исследует криминальные традиции мира.

Источник: 

Вестник «Результаты работы ученых». Том 1, №5 (2020): Фатальные попытки: от «бирюзы» до наемных убийц