Исследование применения оружия криминальными традициями как источник религиозно-философской, исторической, криминологической и этнокультурной научной информации 

 

АННОТАЦИЯ
Сегодня огромный пласт знаний и данных чрезвычайно сложно подлежит какому-либо анализу в силу отсутствия методологии в этом направлении. По этой же причине достаточно сложно получить и объективную научную информацию. В данной статье вашему вниманию представляется уникальный подход к решению исследовательской задачи в области криминологии, который был разработан академиком Г.С. Поповым. Дальнейшая научная разработка этого подхода была осуществлена его последователем академиком О.В. Мальцевым с целью анализа множественных компонентов, исчезнувших данных в истории и решения слабоструктурированных научных задач (задача с несколькими неизвестными в математике). В данной научно-популярной статье представлен ход научных исследований, проведенных группой академика О.В. Мальцева, с использованием метода ключевого навыка эпохи, а также методов исследования криминальной традиции как универсального транспортного средства истории. Примененные группой академика Мальцева О.В. научные методы и подходы могут значительно облегчить исследовательскую работу ученых, особенно если исследованию подлежат исторические периоды с XIV по XX век, где ключевым навыком был навык владения оружием.

 

Исследование любого явления посредством ключевого навыка эпохи является одним из самых объективных в силу того, что для многих объектов исследований не сохранилось письменных источников, и даже в сохранившихся источниках информация, в свою очередь, могла быть пропущена через субъективный взгляд автора. Ключевой навык эпохи всегда объективен, так как в тот или иной исторический период он непосредственно связан с выживанием человека. Например, в XXI веке ключевой навык – это навык зарабатывать деньги [1]. Если же мы рассматриваем более ранние исторические периоды человечества, то, безусловно, еще сто лет назад ключевым навыком был навык владения оружием, не говоря уже о средневековье, где данный навык позволял человеку не только остаться в живых как можно дольше, но и обеспечивал его безопасность и благосостояние.

«Воинское искусство обладает такой силой, что может из простолюдина сделать короля, а и короля – простолюдина» — так писал Никколо Макиавелли в своем труде «Государь» [2].

Кроме того, если мы обратимся к письменным источникам – книгам, которые были написаны до XIX века, то увидим, что большая их часть построена именно вокруг ключевого навыка той эпохи, – навыка владения оружием. Огромное количество научных работ было написано именно на эту тему: о фортификациях, войнах, владении оружием и тд., более того  каждый аристократ того времени считал своим долгом написать труд на тему фехтования [3-5].

Оружие может многое рассказать и о конкретном историческом периоде, о тех людях и о том уровне науки и культуры, который как раз и группировался в течение многих столетий вокруг ключевых навыков. Кроме того, и само по себе оружие может являться источником научной информации, так как его структура, назначение, способ применения (например, казацкая шашка предназначена исключительно для совершения атакующих действий) могут дать немалый пласт информации исследователю [6].

Однако, навык владения оружием передавался не только посредством книг, научных трудов, написанных аристократами, но и посредством криминальных традиций разных стран мира, которые имеют многовековую историю. Сама по себе криминальная традиция исторически не изменяется, она может видоизмениться лишь в некоторой степени, и эти изменения как раз и позволяют ей антропологически выживать на протяжении многих десятилетий и столетий. Криминальная традиция — это огромная среда, содержащая массу научной информации, в том числе и религиозно-философской, так как без этой основы подобного рода традиции просто невозможны [7].

Академик Г.С. Попов считал, что универсальным транспортным средством истории является именно криминальная традиция. Может показаться, что криминал — это некая случайность, произвольность, формула «так получилось». Однако, если бы криминал был таков, то он бы давно прекратил свое существование. При этом, обратите внимание на то, что многих государств уже не существует как таковых, а криминал, криминальная традиция продолжают существовать и по сегодняшний день. Криминальная традиция – это выпестованная веками традиция, передающаяся из поколения в поколение, в том числе и система применения оружия, доказавшая  на протяжении столетий свою живучесть и способность адаптироваться к различным изменяющимся свойствам среды.

В любой криминальной среде особое внимание уделяется ножу, можно даже сказать, что нож в криминальной традиции носит некий сакральный статус. И по сегодняшний день нож остается основным оружием криминала, даже несмотря на существование оружия огнестрельного.

Почему же криминалом в качестве оружия был выбран нож? Во-первых, нож – это вещь тихая, в отличие от выстрела; во-вторых, нож на ближней дистанции крайне эффективное оружие; в-третьих, скорость применения ножа на ближней дистанции во много раз быстрее применения огнестрельного оружия. Например, в южно-африканской криминальной традиции нож – это культ. И этим культом ножа пронизано всё – от ритуала посвящения в банду до способа заработка на жизнь. При этом южно-африканские криминальные банды не чураются брать и пистолет в руки. В той же русской криминальной системе (если говорить о периоде до 1958 года), согласно старым канонам этого преступного мира нож является неотъемлемым средством для выяснения отношений. Да и если вы обратите внимание на историю России дореволюционного периода, то обнаружите, что у государственных служащих (жандармов, военнослужащих и т.д.) в экипировке отсутствует нож. Например, жандарм имеет при себе шашку или саблю, в военнослужащие – шпагу или другое холодное оружие. В прочем, это нисколько не удивительно, ведь в то время нож считался оружием исключительно преступного элемента [25].

Нож в криминальной среде – это некий статус. Криминальная среда не похожа на среду социальную, где живет обычный человек, авторитет в криминальной среде необходимо завоевать, в том числе и с ножом в руках. Нож нам сразу показывает применение сложных двигательных навыков, показывает уровень среды, которая построила подобного рода систему.

Именно по этой причине такие великие умы как академик Г.С. Попов изучали как саму криминальную традицию, так и применение ножа в ней, так как это было огромным источником научной информации.

Например, если обратиться к примеру русской криминальной традиции, то ни для кого не секрет, что русские тюрьмы – не самые лучшие в мире, не говоря уже об острогах, существовавших в дореволюционной царской России. Сибирь же, в которую ссылали заключенных, также не назовешь «раем на земле» [8]. Выжить в таких суровых условиях, а также приобрести авторитет в уголовной среде, после чего вернуться в социум и продолжить свою преступную деятельность требует немалых навыков.

Для проведения своих научных исследований в области криминальной традиции академик Г.С. Попов применял метод интервью.  Сегодня в науке, следуя традициям терминологии, это бы назвали «методом прямого интервью» и эмпирическим исследованием с элементами полевого исследования. После ряда проведенных экспериментов академик Г.С. Попов превратил полученные данные в некую систему – и таким образом возник бой ножом, который преподавался в те времена только отдельной категории людей.

 

В 2019 году академик О.В. Мальцев решил повторить эксперимент Г.С. Попова для того, чтобы выяснить каков родовой сердечник применения холодного оружия в русской криминальной традиции. Речь идет о количестве технических элементов в системе. Г.С. Попов использовал для решения этой задачи метод интервью, но академик О.В. Мальцев применил другой метод – метод лингвистического анализа [7].

Логика этого метода состоит в том, что для того, чтобы читать нужны буквы, буквы образуют слова, слова – предложения. Если параллелизировать этот принцип в систему применения оружия, то каждый удар, каждый технический элемент в этой системе является буквой. Серия технических элементов являются словом, несколько серий составляют предложение.

В этом и есть суть заложенной Мальцевым О.В. методологии исследования, это так называемый венецианский метод. Венецианский метод заключается в том, что каждый технический элемент в системе является определённой буквой.

Если провести параллель с криминальной традицией, то у каждого технического элемента в криминальной среде существует свое название. Если названия нет – нет и технического элемента, ведь если явление существовало когда-либо, то у него есть название. Наш язык хранит веками названия даже тех вещей, которые сегодня не используются.

Для проведения исследования группа академии Мальцева О.В. использовала несколько словарей тюремно-лагерного жаргона, один из которых был написан в Москве в 1991 году Зауром Зугуевым (З.М. Зугумов «Русскоязычный жаргон. Историко-этимологический толковый словарь преступного мира) [9]. Кроме того, были использованы следующие словари: Трахтенберг В.Ф. «Блатная музыка («жаргон» тюрьмы) [10], Потапов С.М. «Словарь жаргона преступников. Блатная музыка» [11], Балдаев Д.С., Белко В.К. «Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы)» [11].

В процессе исследования были проанализированы все названия технических элементов, которые существуют в указанных выше словарях. В итоге у научной группы академика О.В. Мальцева получилось 36-38 технических элементов. Все технические элементы были подробно описаны и проиллюстрированы в книге, написанной по результатам данного исследования, которая называется «На ножи» [13].

Однако, у человека левая и правая рука функционируют не одинаково, более того, в русской криминальной системе работа ножом производится как левой, так и правой рукой. 36 технических элементов русской криминальной традиции связаны только с одной половиной человеческого тела, с одной рукой. Таким образом, в русской криминальной системе каждый элемент будет использоваться дважды, в зависимости от положения человека, так как работа производится и левой, и правой рукой. Таким образом, по 36 технических элементов на каждую руку дает в общей сложности 72 технических элемента в системе.

Однако, в сердечнике (сердечник — исчерпывающее количество технических элементов/двигательных человека) не может быть 72 технических элемента, так как критическим количеством является 64. Именно по этой причине в русской криминальной традиции мы имеем два сердечника по 36 технических элементов на каждую половину человеческого тела. Только представьте себе какого уровня нужно быть ученым, чтобы создать по 2 сердечника, в каждом из которых по 36 элементов [7].

Такая система, безусловно, была создана до академика Г.С. Попова, еще в XIII веке, о чем Мальцевым О.В. была написана отдельная научная статья, а также книга «Лепка». Уже к XIII веку русская криминальная система была сформирована в полном объеме. Что еще более интересно так это то, что первые труды по фехтованию в Европе появились в XV веке, а русская криминальная система была полностью сформирована еще за 100 лет до этого [14, 15].

Таким образом, русская криминальная система в дальнейшем заложила весь набор технических элементов, которые существуют в фехтовании во всем мире. Ни одна система фехтования, которая сегодня существует, не выходит за 36 технических элементов. Вы увидите в этой статье, что самая мощная из них имеет 16-21(22) технических элементов. То есть даже одного сердечника из 36 элементов не имеет.

По сути, группе академика Мальцева О.В. удалось реставрировать в полном объеме венецианскую систему фехтования. Все остальные системы, которые появлялись на базе этой системы, используют ограниченный ряд технических элементов. Ни одна система не достигала даже 36 технических элементов, не говоря уже о 72-х.

Таким образом, русская криминальная система с двумя сердечниками по 36 элементов, а всего – 72 элемента – это азбука, с помощью которой можно исследовать любые мировые явления, связанные с криминалом, ведь у любой криминальной традиции есть своя система применения оружия.

Таким образом, в результате указанного выше исследования группа академика Мальцева О.В. получила базу, на основании которой можно исследовать любые мировые явления, связанные с криминалом, это некий научный детектор лжи, ключ к дешифровке, который позволит исследовать любую систему.

Следующим этапом работы группы академика Мальцева О.В. стало исследование европейской криминальной системы. И первый вопрос, который был поставлен: откуда мы знаем о существовании европейской криминальной системы? Есть ли тому письменные подтверждения?

Первым исследователем криминальной системы Европы был Луис Пачеко де Нарваеэс (середина XVI — середина XVII века, Испания). Луис Пачеко де Нарваеэс был рыцарем Ордена Иисуса Христа, он написал трактат «О величии меча», который является одним из величайших трудов по фехтованию [16]. Кроме того, Луис Пачеко де Нарваеэс был участником и победителем около 200 дуэлей, а также принимал активное участие в боевых действиях в составе Ордена Иисуса Христа в Африке. Кстати, даже Миямото Мусаси — лучший фехтовальщик Японии не может похвастаться такой статистикой поединков, как Луис Паченко де Нарваэс. За всю жизнь у величайшего фехтовальщика Японии было всего 80 поединков, кроме того, подтвержденных данных об участи Муссаси в военных действиях не существует [17].

Треть своего труда «О величии меча» Луис Пачеко де Нарваеэс посвятил именно криминальной традиции. Зачем же Луису Пачеко де Нарваэсу, блестящему офицеру, участнику военных действий, лучшему дуэлянту изучать криминальную традицию, если ее не существовало в Европе XVI-XVII веков?

Ответ на этот вопрос очевиден: европейская криминальная система не просто существовала, она стала проблемой для фехтовальщиков тех времен, которые, не имея знаний о ней, терпели поражения в поединках с криминалом. Именно поэтому в учебнике по фехтованию, наряду с пиратами моро, турками с ятаганами Луис Пачеко де Нарваеэс рассматривает целый комплекс глав о европейской криминальной традиции.

Второй письменный источник, который дает нам четкое письменное подтверждение о существовании европейской криминальной традиции – это книга «Уловки вульгарного и общего фехтования только с мечом и с парным оружием, которые являются отверженными», впервые изданная в 1702 году. Авторы этого труда — Д. Мануэль Круцадо и Пералта целых 20 лет изучали уловки европейского криминала и преступников вульгарного фехтования Европы, и, по сути, дали нам весте с Луис Пачеко де Нарваэс две системы анализа, которые описывают преступность Европы в период с XVI по XVIII век [18].

Необходимо отметить, что группой академика Мальцева О.В. были не только впервые переведены с итальянского на русский язык указанные исторические труды, но также был проведен сравнительный анализ технических элементов – уловок вульгарного фехтования и технических элементов русской криминальной традиции.

Итак, мы убедились с использованием письменных источников, что европейская криминальная традиция существовала уже минимум в XVI веке. Теперь перейдем к анализу европейской криминальной традиции. Проанализировав все указанные уловки вульгарного фехтования, группа академика Мальцева О.В. пришла к следующему выводу: европейская криминальная традиция является исключительно атакующей системой боя. Почему так? Во всей европейской криминальной системе 16 технических элементов – атакующие, и только 6 – оборонительные. Самый повторяющийся оборонительный технический элемент  № 3 (El botonazo). Самый популярный атакующий технический элемент — № 14 (Еl Quiebro).

 

Далее группа академика Мальцева О.В. поставила эксперимент с применением стилета как базового оружия. Почему для проведения эксперимента был выбран именно стилет? Причина в том, что стилет — это самое простое оружие, которое можно изготовить из подручных средств, например, просто заточив железный стержень. Стилет – это основа колющих ударов (шпага). Именно стилет был оружием криминальной традиции Европы. Даже по сегодняшний день в законодательстве современной Италии предметы, прямо не относящиеся к холодному оружию, называются «предметами оскорбления» и их ношение запрещено. Например, спица, любой заточенный предмет, имеющий колюще/режущие свойства. Любое преступление, совершенное с помощью такого «предмета оскорбления» является в уголовном законе Италии таковым, что совершено с отягчающими обстоятельствами.

Итак, поставив эксперимент с применением стилета на основании выведенных ранее технических элементов европейской криминальной системы, группа академика Мальцева О.В. пришла к выводу, что из указанных выше технических элементов стилетом можно совершить удары под номерами 1, 3, 14, 6, 34, 5, нельзя совершить удары под номерами 2, 35, 16. Можно выполнить в атаке 13 ударов стилетом, а 3 удара выполнить стилетом в атаке нельзя. Все указанные технические элементы и их изображения описаны в книге «Уловки вульгарного и общего фехтования только с мечом и с парным оружием, которые являются отверженными» [18].

 

 

Таким образом, критическое количество технических элементов в европейской криминальной системе предназначено для нанесения ударов штырем. 13 из 16 – это критическая вероятность. Подавляющее число технических элементов можно выполнить стилетом с высокой эффективностью.

Далее группа академика Мальцева О.В. провела такой же эксперимент и с канарским ножом. Канарский нож – это бритва. Любая заточенная поверхность, стекло, и штырь были главными оружиями криминальной традиции Европы. В результате эксперимента выяснилось, что 100 процентов технических элементов в европейской криминальной системе можно выполнить именно канарским ножом [19].

 

Таким образом, два проведенных эксперимента с канарским ножом и стилетом доказывают, что бритва (канарский нож) и штырь (стилет) были главным оружием криминальной традиции Европы. Испанская и французская навахи не предназначены для этой техники. То есть исследование показывает, что криминальная традиция Европы по сравнению с русской криминальной традицией сокращена до 16 атакующих технических элементов и 6 оборонительных технических элементов. Соответственно, система рукопашного боя в этой криминальной традиции также сокращена на половину.

Если проанализировать «благородную» систему фехтования Европы на примере Никколетто Джиганти в трактате «Школа или театр» [20] и Акилле Мароццо в трактате «Новая работа об оружии» [21], то можно обнаружить, что у Н.Джиганти описано всего 14 технических элементов, у А. Мароццо – 7 технических элементов. Эти технические элементы европейского фехтования не имеют отношения к криминальной традиции. То есть европейская криминальная традиция, в которой было 22 технических элемента, намного сильнее той системы фехтования, которую исповедовало европейское дворянство. Именно по этой причине Луис Пачеко де Нарваэс и его ученики уделяли такое внимание европейской криминальной системе, так как она содержала в себе большее количество технических элементов и была эффективней.

Как мы указывали ранее, у криминальной традиции Европы есть очень слабая сторона – это оборона (всего 6 технических элементов). В европейской криминальной традиции в основном атакующие действия – их 16. Это говорит о том, что данная традиция итальянского происхождения.

Последнее проведенное группой академика Мальцева О.В. сравнение – это сравнение неаполитанской и палермитанской школы фехтования с криминальной системой фехтования Европы. Неаполитанская система фехтования – военная, по этой причине ее сравнение с криминальной традицией невозможно. Таким образом, сравнению подлежит только палермитанская школа фехтования.

При условном поединке палермитанской школы и криминальной традиции Европы с завидным преимуществом победит палермитанская школа фехтования, которая, в свою очередь, является испанской, о чем ранее академиком О.В. Мальцевым бал написана отдельная статья [22].

Итак, вывод к которому пришел академик О.В. Мальцев: чемпионом криминальной традиции Европы является палермитанская школа испанского фехтования. Таким образом, номер один в криминальной традиции Европы – это испанская школа.

Далее был проанализирован «Трактат о величии меча» Луис Пачеко де Нарваэс, в котором было обнаружено 8 финтов простолюдинов, 22 техники вульгарного фехтования, итого 30 технических элементов. На поставленном в НИИ Памяти эксперименте выяснилось, что все 30 технических элементов, описанных у Луис Пачеко де Нарваэс, можно выполнить любым хватом: и греческим, и норманнским, чего не скажешь о работе его ученика, у которого описано всего 25 технических элементов, которые иные, чем у его учителя.

Таким образом, если взять линию Луис Пачеко де Нарваэс, то мы получим: 25 технических элементов его ученика + 8 финтов простолюдинов («Трактат о величии меча») + 22 технических элемента вульгарного фехтования («Трактат о величии меча») = 55 технических элементов.

Из ранее проведенных исследований нам известно изначальное количество технических элементов криминальной традиции Европы — 22.  Если 55 технических элементов разложить по 21 ящику палермитанской традиции, умножить на 8 (4 и 4) на одну логическую модель, то получится полный комплекс 440 элементов палермитанской школы: 220 элементов в атаке и 220 элементов в обороне. Далее – делим на 21, получится 5 элементов в блоке ящика, а глубина ящика – 21 элемент [13].

Таким образом, мы приходим к выводу, что европейскую криминальную традицию создало европейское дворянство. Для чего? Это не является предметом изложения настоящей статьи, однако, в качестве примера для размышления хотим обратить ваше внимание на исторический роман Вальтера Скотта «Квентин Дорвард» (1823 год) [23], в котором есть крайне интересная сцена. В ней цирюльник общается с королем Франции по вопросу «вымаливания» у Святой Церкви прощения для некого разбойника, в услугах которого так нуждается король. То есть даже в художественных произведениях мы видим, что короли тех времен активно пользовались услугами европейского криминала. Известным историческим фактом также является и служба пиратов у королевы Великобритании, которых последняя делала адмиралами собственного флота.

Последняя серия экспериментов, которые были поставлены в НИИ Памяти, связана с украинской казачьей традицией. Итак, для постановки эксперимента нами была выбрана казачья шашка, которая является исключительно атакующим оружием, так как даже не имеет гарды, которая бы защищала руку при обороне.  Именно в силу отсутствия гарды шашкой удобно атаковать, но не удобно защищаться.  Экспериментальным путем были произведены все удары, которые возможно сделать шашкой. В результате эксперимента еще раз стало очевидно, что шашка – исключительно атакующее оружие. Далее такой же эксперимент был произведён и с польской саблей.

В результате эксперимента получилось 16 атакующих технических элементов, которые можно произвести с казацкой шашкой. Обратите внимание на то, что и в европейской криминальной системе существует всего 16 атакующих технических элементов. То есть при сравнительном анализе технологической системы применения оружия европейской криминальной традиции и казачьего боя выяснилось критическое совпадение технических элементов (в зависимости от оружия): 9 — 12 к 16-ти.

Таким образом, с учетом анализа письменных источников, серии поставленных экспериментов в НИИ Памяти мы пришли к выводу, что украинское казачество не имеет украинского происхождения, его происхождение – европейское. Приведем еще один интересный факт. В книге «Материалы для описания русских рек» под редакцией проф. Н.П. Загоскина, изданной в 1910 году [24], приведены названия порогов Днепра IX-X веков: Веруцци, Непрези, Геландри и тд. Безусловно, такой факт не предмет анализа данной статьи, но он может заставить внимательного читателя задуматься о том, соответствует ли история украинского казачества, изложенная в учебниках по истории, фактическим событиям того времени.

Итак, к каким выводам мы приходим:

  1. В результате первого анализа русской криминальной традиции было получено клише анализа криминальных традиций во всем мире;
  2. В результате исследования письменных европейских источников были получены техническое элементы европейской криминальной традиции, которые со временем претерпели изменения. Несмотря на это, европейская криминальная традиция имела самый сильный технических арсенал в фехтовании и могла противостоять европейскому дворянству. Любой дворянин в Европе с XVII века как фехтовальщик был слабее представителя европейского криминала. При этом, сама криминальная традиция Европы была создана европейским рыцарством и дворянством;
  3. Казачество – это достаточно странное явление для Украины, безусловно, имеющее европейское происхождение. При прямом сопоставлении казачьей традиции с европейской криминальной традиции мы получаем критическое совпадение элементов сердечника у обоих систем: 9-12 к 16-ти в зависимости от вида оружия.

Таким образом, с высокой долей вероятности мы можем утверждать, что украинское казачество не является явлением украинским, а является явлением общеевропейским.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Попов Г.С. Феноменология памяти: основные методологические подходы к исследованию памяти человека.  Рукопись. / Архив НИИ Памяти. 1951. — 83 с.
  2. Niccolo Machiavelli / П Principe, а сига di Luigi Firpo.— Torino: Einaudi, 1961 (1532).— 102 p.
  3. Франческо Антонио Маттей. Неаполитанское фехтование с господствующим названием Невозможное  возможно.— Днепр: Середняк Т. К., 2017 (1669).— 54 с.
  4. Никола Теракуза и Вентура Истинное Неаполитанское фехтование.— Днепр: Середняк Т. К., 2017 (1725).— 49 с.
  5.  Бласко Флорио. Наука фехтования.— Днепр: Середняк Т.К., 2017(1844).— 143 с.
  6. Мальцев О.В. Вековой обман: Научно-методическая книга. Днепр: Середняк Т. К., 2018. — 319 с.
  7. Мальцев О.В. Тень европейского континента. Днепр: Середняк Т. К., 2019. — 190 с.
  8. Смолянин И. Сибирь глазами сибиряка: рассказы о больших стройках. Изд-во Байкальского гос. университета экономики и права, 2004. — 266 с.
  9. Зугумов З. Русскоязычный жаргон. Историко-этимологический толковый словарь преступного мира. Litres, 2017. — 722 с.
  10. Трахтенберг В.Ф. Блатная музыка: «жаргонъ» тюрьмы. Izdatelʹstvo V. Sekachev, 2012. — 116 с.
  11. Потапов С.М. Словарь жаргона преступников: (блатная музыка). BLIK, 1990. — 196 с.
  12. Балдаев Д.С., Белко В.К. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона: речевой и графический портрет советской тюрьмы. «Края Москвы», 1992. — 525 с.
  13. Мальцев О. В. На ножи.— Днепр: Середняк Т. К., 2017.— 50 с.
  14. «Лепка» и «Махалово» — легендарные системы академика Попова // World of martial arts URL: http://worldofmartialarts. pro/archives/2676 (дата обращения: 24.08.2018)
  15. Мальцев О.В. Лепка: Тактика и стратегия криминального мира до 90-х годов. Днепр: Середняк Т. К., 2019. — 135 с.
  16. Дон Луис Пачеко де Нарваэз. Книга о величии меча.— Днепр: Сердянск Т. К., 2017(1605).— 377 с.
  17. Гордиенко A. Самураи. Иллюстрированный путеводитель. Litres, 2018. — 98 с.
  18. Л. Пачеко де Нарваэз, Мальцев О. В., Д. М. Круцада и Пералта Уловки вульгарного и общего фехтования только с абордажным мечом.— Днепр: Середняк Т. К., 2017.— 57 с.
  19. Francisco Ruiz de Leon Hernandia: triumphos de la Fey gloria de las armas espanolas.— Madrid: 1755.— 383 c.
  20. Николетто Гиганти (Джиганти) Школа или театр: Театр, в котором представлены различные приемы и способы парирования и нанесения ударов. Днепр: Середняк Т. К., 2017. — 87 с.
  21. Marozzo A. Opera nova … de l’arte de l’Armi.— Bologna, 1550.— 324 p.
  22. 3000-летняя эффективность палермского стиля фехтования // URL: https://oleg-maltsev.com/ru/martial-arts/spanish/3000_letnyaya_ehffektivnost_palermskogo_stilya_fekhtovaniya/ (дата обращения: 20.06.2020).
  23. Sir Walter Scott Quentin Durward. Archibald Constable and Company Edinburgh; and Hurst, Robinson, and Company London., 1823. — 360 с.
  24. Загоскина Н.П. Материалы для описания русских рек. 1910.
  25. Мальцев О. В. Черная логика.— Днепр: Середняк Т. К., 2017.—99 с.

ИСТОЧНИК: Вестник «Результаты работы ученых» Том 1. №3.