Криминальная традиция, выступая оппонентом любой власти и в любые времена, волей не волей становится транспортным средством философии. Она показывает историю взаимодействия между людьми вне категорий государств и языков, поскольку становиться носителем именно традиции, традиции преступной и запрещенной, при этом довольно устойчивой к внешним воздействиям. Устанавливая общие принципы и тенденции преступного мира, возможно проследить и установить само происхождение традиции, её первоисточник и ограничить либо наоборот расширить территориальность.

Целью данной статьи является выявление и сопоставление между собой отличий между русской уголовной традицией и одесским криминалитетом в лице Бенциона Крика. Актуальность обращения к данной теме обусловлена прежде всего необходимостью понимания происходящего в южных регионах Украины, анализа исторически сложившейся менталитетной составляющей этого региона в лице одного из самых известных криминалитетов Одессы.

 

 

О Бенционе Крике писали многие, а точнее сказать, многие писали об Исааке Бабеле, о его «Одесских рассказах», о языке, которым писал Бабель, многие ставили вопрос о достоверности изложенного Бабелем, разбирали образы, которые он выразил в своей литературе, драматизме и юморе происходившего в Одессе. Как говорил в кинофильме известный кинорежиссер и сценарист Эфраим Севела «Одесса-мама»: «Одесса славилась такими ворами, такими бандитами, каких свет не видывал и больше, я думаю, не увидит… Одесса была столицей воровского мира всей Российской империи — по этой причине ее ласково называли мамой» . На сегодняшний момент времени большинство историков и аналитиков сходятся во мнении о том, что прототипом Одесского короля Бени Крика стал Мишка Япончик, криминальный авторитет еврейского происхождения, который проживал в Одессе в начале двадцатого века.

Ранее никто не ставил вопрос рассмотрения феномена Бени Крика с криминологической точки зрения. Существование его прототипа учеными не опровергается, а его влияние на криминалитет виден при первом рассмотрении образа и способа действия криминала именно в Одессе. Кроме того, рядовые граждане Одессы, имеющие посредственное отношение к уголовным преступлениям, чаще всего относятся к подобного рода людям с уважением и паритетом.

Бенцион (Беня) Крик — один из главных героев книги Исхака Бабеля — является для города Одессы, и не только для него, прототипом, мечтой и объектом подражания.

Одесситы желают жить именно так, как жил Беня Крик. Вероятно, многие жители Одессы хотят быть королями или, как минимум, что бы именно такой король руководил ими. Популярность Бени Крика на постсоветском пространстве не угасает до сих пор, о чем говорят рейтинги телесериала «Однажды в Одессе», который снят по мотивам «Одесских рассказов» Бабеля. Мишка Япончик — честный, справедливый и обаятельный, сейчас в пору сказать еще и стильный налетчик, который отнимал деньги у богатых и делился ними с бедными, — воспринимается как человек правильный, а способ получения денег не так уж и важен.

 

 

С точки зрения уголовного права любого государства Беня Крик является преступником, и преступником не только общеуголовным, а и преступником государственным, поскольку создает на территории действующего государства преступную группу, которая, реализуя свои корыстные замыслы, направленные на обогащение, создает некую альтернативу государственной власти. Беня Крик жег полицейские участки, продавал оружие революционерам, принимал решение о наказании провинившихся или совершивших проступок. К Бене Крику (Мишке Япончику) люди обращались в случае наличия споров или недовольства .

Жизнь и деятельность Бенциона Крика, на первый взгляд, основывалась на принципах русской уголовной традиции, однако, это не так. Такие фундаментальные вещи как отказ от любого сотрудничества с властью, торговля, договоренности с купцами, заводчиками, промышленниками чужды русской криминальной традиции. Не допустимо для авторитетного человека, уже не говоря о воре в законе, иметь отношение к перечисленному, но для Бени Крика это было абсолютно нормально, это было и остается нормальным для всей Одессы.

Бенцион Крик был по коммерческой части. Существуют письма, которые направляли революционеры в центр организации в период 1916-1917 годов с просьбой прислать денег и указанием на то, что в Одессе без денег революция не возможна, везде в имперской России без денег справиться можно, а в Одессе нет. Так вот именно Беня Крик говорил, что он именно по коммерческой части, по той части, которая не возможна и не допустима для всей криминальной традиции того времени не по понятиям.

Взаимодействие с властями в виде участия в военных действиях гражданской войны да еще и командование полком просто не допустимо для русской уголовной традиции, а участие криминалитета в военных действиях (и далеко не всегда добровольно) в период Второй мировой войны привело к расколу русской уголовной традиции и так называемой «сучьей» войне. В свою очередь Бенцион Крик абсолютно спокойно возглавляет советский пятьдесят четвертый стрелковый полк в гражданской войне, при этом на войну этот полк одесская Молдаванка (район в Одессе) провожает с накрытыми столами.

Беня Крик был первым, кто начал применять метод получения денег, который в 90-х годах на постсоветском пространстве назовут рэкетом. До него никто даже представить себе не мог, что деньги можно просто получать для того, чтобы не создавать проблемы. Уже позже эти методы нашли свое отражение в корпоративном мире Соединенных штатов Америки в виде тех, кто назывался «troublemaker»: человек, будучи миноритарием (владеющий крайне малой долей акций в уставном фонде компании), создает проблемы для бизнеса и готов прекратить свои действия при условии получения регулярных платежей либо одноразового платежа .

«Классический» уголовный элемент тех времен должен был воровать, и никак не мог торговать, договариваться, менять, жить на одной лестничной клетке с сотрудником правоохранительных органов. Перечисленные ограничения вызывают жуткое удивление у тех, кто родился, вырос и жил криминальным промыслом в Одессе. В «лихие» 90-е многие криминальные авторитеты Одессы жили тем же укладом, что и Бенцион Крик, при этом имели множество приверженцев и реальную силу в городе, которая при необходимости проявляла себя в борьбе за власть. В Одессе до сих пор вспоминают и приносят цветы на могилу Куливара Виктора Павловича по прозвищу Карабас, который был уважаем жителями города при жизни (убит в 1997 году). Что интересно — Куливар В.П. был судим лишь единожды за хулиганство еще в школьные годы. Карабас по воровским понятиям не жил, а некоторые историки указывают, что он отказался от принятия воровской короны.

Хотя, в русской уголовной традиции уже давно действовали преступники и бандиты, действующие на обширных периферийных территориях страны. Во время беспорядков в период русской революции вооруженные банды распространились и стали значительным фактором в обществе. Они стали известны как «воровской мир» или «мир воров», тем не менее, у них существовали в том числе свои авторитеты.

«Воры в законе» были сформированы как компания взаимопомощи в тюремных лагерях, приняли систему коллективной ответственности и присягу, действовали по кодексу «полного подчинения законам криминальной жизни, включая обязательство поддерживать преступный идеал, отказ от работы и политической деятельности. Группы также организовали свои суды вокруг воровского и традиционного кодекса чести. Принятие в группу часто идентифицировалось большими татуировками.

 

 

После распада Советского Союза вор взял на себя ведущую роль в русской криминальной иерархии. Он получает звание от других и для того, чтобы быть принятыми, должен продемонстрировать замечательные лидерские качества, личные способности, интеллект и харизму. После принятия он должен жить по кодексу. Наказанием за нарушение этого кодекса часто является нанесение увечий или смерть.

Можно ли сказать, что Беня Крик явление исключительно одесское, зародилось в Одессе и нет ему никакого предшественника? Как писал в своих трудах Леопольд Сонди ничего из ничего не происходит. Карл Густав Юнг писал в своих трудах о наличии у человека такого явления как архетип. Академик Попов в своих трудах описывал вращение прототипа у человека. Юваль Ной Харари в книге «Sapiens. Краткая история человечества» при рассмотрении человека с биологической точки зрения указывает на то, что человек смог достичь высшей ступени благодаря мифу. Если явление существует сегодня, то согласно выводам ученым, оно могло существовать и ранее, поэтому не исключено, что такой прототип существовал и в прошлом, например, в итальянской криминальной традиции. В своем интервью Джон Элайт (по национальности албанец), человек, осужденный в США за совершение наемных убийств в интересах преступной группы,  возглавляемой Джоном Готти (по национальности итальянец), в Нью Йорке, говорит о том, что получал похвалу от иных членов преступной группы за то, что в нем сочетались как предпринимательская, так и гангстерская составляющие, что опять таки просто не допустимо для русской криминальной традиции. Следует также вспомнить о том, что мафиозные группы на территории США не гнушались, а даже ставили своей целью заведение контактов с органами власти. Однако вопросы связи Бени Крика и итальянской криминальной традиции требует детального отдельного исследования.

Тем не менее, что можно отметить на данный момент времени: явление, объединяющее в себе торговца и разбойника на территории современной южной Украины, уже существовало ранее. Если исключить все прикрасы и не сглаживать углы, то такое явление как «чумак» включает в себя и торговца и разбойника (воина). Люди, которые совершали длинные переходы за солью и другими товарами, при этом часто эту соль и товары просто отнимали у тех, у кого они были, и у тех, кто соль добывал, после чего транспортировали её на большие расстояния и торговали ею в значительный прибыток (во времена их деятельности соль стоила больших денег) и защищались сами от нападений как раз объединяли в себе торговца, преступника и воина, поскольку отнимать собственность во все времена считалось преступлением.

 

ВЫВОДЫ

При столкновении с криминалитетом правоохранительная система и люди, имеющие к ней отношение, должны понимать и учитывать особенности, региональные отличия для объективного понимания происходящего, что позволит производить быструю и объективную оценку ситуации, а также обеспечит эффективность принятых решений, в связи с этим в данной статье был рассмотрен феномен одесского криминалитета.

Исходя из исторического анализа поведение, способ действия и жизни Бенциона Крика не совпадают с принципами и понятиями русской уголовной традиции, несмотря на то, что она была широко распространена в Российской империи и в наше время во всех странах бывшего СССР. Бенцион Крик действовал на основании иных принципов и догм, что ярко отражается в криминальной традиции, сформировавшейся на этой территории.

Если говорить о территории Украины, то этот прототип не нов и существовал в прошлые времена. Например, был рассмотрен прототип «чумака», которому в большей мере свойственны те же особенности и характеристики. Так как этот прототип отличается от русской криминальной традиции, однако, имеет свою природу происхождения, не исключено, что он мог существовать в итальянской криминальной традиции, однако, это требует дальнейшего исследования.

Автор статьи: адвокат Максим Владимирович Шевченко
Источник: Вестник «Результаты работы ученых» Том 1. Выпуск №3 (2020): Криминологический анализ явления характерник в Украинской культуре.