26 сентября 2020 года за круглым столом в рамках дискуссии «Организованная преступность и криминальные традиции» прошел первый день встречи экспертов в области криминологии.
На обсуждение было поднято два вопроса. Предоставляем доклад по ним академика, PhD. Олега Мальцева.
-
Какие тенденции криминализации на национальном и транснациональном уровнях существуют сегодня?
Когда поднимается вопрос «что будет с преступностью дальше?», я бы хотел обратить внимание слушателей прежде всего на тот факт, что на протяжении многих веков на территории земного шара существовали разные страны, в которых всегда была разная обстановка. Определённые страны считали себя очень цивилизованными, другие менее. Международное сообщество не всегда считало Украину цивилизованным страной, скорее на нее смотрели как на преступное государство. На фоне всей Европы считалось, что обстановка в Украине несколько неблагополучна. Но события, произошедшие за последние несколько месяцев, а именно пандемия, отчетливо показали, что теперь уже весь мир стал неблагополучным. В Украине обстановка что до пандемии, так и после не претерпела особых изменения. Для большинства же стран в мире эта ситуация стала ударом по обыденности жизненных устоев. Но события, произошедшие за последние 6 месяце, почему-то совершенно не удивляют международное сообщество.
Низкий уровень жизни и нищета всегда были неким генератором преступности. Снижение уровня жизни в Европе вынуждало европейские государства компенсировать положение в стране выдачей кредитов или выделением дополнительных средств своим гражданам. Но, как вы понимаете, такие действия не могут продолжаться бесконечно. Падение уровня жизни всегда приводит к криминализации общества. Сегодня безответственность европейских правительств, нарушение законов и ограничение прав граждан интенсивно криминализирует общество.
Приведу пример событий, которые происходили в Украине в период пандемии и продолжают происходить по сей день. Наше правительство решило пойти тем же путем, что и большинство стран Европы, введя карантин в стране, тем самым оно нарушило законы и права граждан своей страны. Очень многие люди могут менять спросить, на основание чего я делаю такое умозаключение. Все дело в том, что по этому поводу в Украине уже существует постановление Конституционного Суда Украины, которое гласит о том, что все действия правительства в период пандемии являются незаконными. В ответ на нарушения закона Украина получила серьезную серию преступлений. Например, стрельбу из автоматов по полицейским. И в этом нет ничего удивительного, представители государственной власти своими действиями показывают, что так, как они ведут себя, может вести себя и общество. Что я хочу сказать этим? Когда государство нарушает законы, то общество считает, что раз государство это делает публично, то почему бы и обществу не нарушать законы. Те государства, которые не пожелали взять на себя ответственность в настоящий момент времени, прежде всего дискредитировали полицию в глазах собственных граждан.
Расскажу вам, как это делали в европейских государствах и как это делали в Украине. Выглядит это приблизительно так: «мы придумываем карантин, а полиция должна что-то с этим сделать, но, в общем-то, все на усмотрения полиция. А если полиция что-то неправильно сделает, то мы тут ни при чём». Первый конфликт я увидел в Баварии. Те, кто хоть непродолжительное время пожили в Мюнхене, знают, что баварцы очень трепетно относятся к своей патрульной полиции, они ее любят. Но с введением в стране карантина в Германии произошел громкий скандал. Начальник патрульной полиции Мюнхена сказал, что в сложившейся в стране ситуации он ничего сделать не может, так как в его полномочия не входит принятие каких-либо мер по отношению к гражданам своей страны во время карантина. То есть, он отказался принимать какие-либо силовые меры к людям, те действия, которые от него требовало государство. Когда в Украине начались первые задержания людей, не соблюдающих требования карантинного режима, то есть отсутствие маски, то представители правоохранительных органов сильно пострадали юридически от профессиональной деятельности адвокатов. Украина хоть и не правовое государство, но мне крайне сложно представить, чтобы, например, в Нью-Йорке, полицейский пострадал за то, что сделал кому-то замечание или надел наручники только за то, что кто-то не выполняет нормы карантина. Хотел бы обратить ваше внимание на грамотную политику Хорватии в этом направлении. Я недавно приехал из научной экспедиции из Хорватии и видел все, что там происходило. Может быть в Хорватии карантин и существует, но я его не заметил. Полиция очень грамотно работает, и нет ни каких проблем с гражданами.
Как вы понимаете, психологическая напряженность никогда ничем хорошим в государстве не заканчивалась. Это прекрасная среда для развития преступности, потому что если человека постоянно держать в психологическом напряжение, то рано или поздно обязательно произойдет срыв. Речь идет о самых обыкновенных гражданах, это не люди, прошедшие какую-то специальную подготовку, имеющие особую выдержку и психологическую устойчивость. Говорю я исключительно о самых обычных гражданах, которые населяют Европу, Америку и т.д. Безусловно, падение и экстремальная ситуация в экономике толкает бизнес на нетрадиционные решения, по факту такие действия криминализируют экономику. Сегодняшние политические устои канцлера Германии Ангелы Меркель привели фактически к полному разорению среднего класса Германии и поставили страну на путь обеднения. Если так будет продолжаться и дальше, то Германия экономически докатится до состояния 30-х годов XX века, а в таком случае существует вероятность, что появится человек, в результате деятельности которого это все может закончится всеевропейский или всемирной катастрофой. Если мы не хотим учить уроков истории, то и для Европы, и для Америки всё это может закончиться крайне печально.
Обстановка в Украине во время пандемии 2020, март (архив фотографий журнала «Экспедиция»)
-
Потребуются ли новые методы противодействия криминалу в эпоху постпандемии?
Чтобы с чем-то бороться или что-то предотвращать, необходимо понимать ситуацию, происходящую вокруг, в мировом масштабе. За последнее время сложилась крайне опасная криминологическая обстановка в мире. Современные государства не прогнозируют будущее страны и своего народа. Никто не обращает внимание на некие логические последствия того, что криминологическая обстановка, в силу сложившихся обстоятельств, будет развиваться все активнее. Вы спросите: как же так? Мы же платим налоги? Вы обязаны обеспечить нашу безопасность! На самом деле, современные правительства не нуждаются в таких людях, которые могут обеспечить эту безопасность – личную, экономическую, политическую.
Как мы уже могли увидеть, за время пандемии правительство европейских стран не способно делать прогнозы относительно того, как дальше будет развиваться ситуация в государстве. Об этом же говорят большинство специалистов в области прогнозирования. Например, сегодня США не нуждается ни в каких прогнозах, их президент лучше всех знает, как и что будет и что делать дальше. У современных государств совершенно отсутствует какой-либо люфт, запас прочности.
В Германии, Австрии, Франции и т.д., существует определенное количество полицейских, которые занимаются рядом установленных правительством задач, и многим кажется, что то, что они делают, этого достаточно. Но я хочу напомнить о случае, который произошел в 2016 году в Макдоналдсе в Мюнхене, где 18-летним террористом на почве ненависти было убито из пистолета 9 детей. Правоохранительные органы по сей день смотрят на этот прецедент как на какое-то чрезвычайное происшествие. Они никогда бы не могли подумать, что в Мюнхене такое могло произойти. Но меня удивляет их реакция, разве не понятно, что невозможно бороться с терроризмом проверкой документов? Что методы их работы не эффективны? За все время существования Европы представители правоохранительных органов не предотвратили ни одного теракта. Я не буду далее развивать эту тему, сейчас мы говорим о криминале национальном и транснациональном.
Если ситуация в странах будет развиваться и дальше в том же ключе, как сейчас, то полиция начнет не успевать раскрывать совершаемые преступления. При такой обстановке правительство не найдет ничего лучше, как ввести армию на улицы. То есть, они сначала своими иррациональными действиями полностью дискредитируют полицию в глазах общества, а потом примутся делать тоже самое с армией. Но так как армия совершенно ничего не умеет делать в городе, кроме как воевать, это все может закончиться печально.
Волна №1: полиция не готова к работе в тех условиях, в которых она сегодня работает, и не готова к тому валу преступности, который ее ждет в ближайшее время. В очень многих государствах, в которых правительство подходит к решению проблем рационально, просто не допустили у себя в стране таких ситуаций. То есть, такие страны как Нидерланды, Швеция, Хорватия, Португалия и т.д. крайне грамотно работают в условиях, которые сегодня существуют. Они исключили саму ситуацию, у них если и существует карантин, то в некой «лайт» форме, которая никого не напрягает.
Волна №2: перестройка общества на другую систему работы. Как говорит мой коллега, друг, профессор Джером Крейс: «люди хотят жить лучше. То есть, если мне негде работать, то я буду искать себе какую-то деятельность, которая позволит мне обеспечить меня и мою семью. Надо как-то выживать». По сути, когда люди становятся невостребованные экономикой, это приводит к краху экономики.
Сегодня возможности позволяют заниматься бизнесом, не выходя из дома, имея при себе только один компьютер проводить переговоры с людьми, находящимися с этот момент времени в другой точке мира. В тех странах, где есть такие условия, скоро некому будет работать. Как говорят «рыба ищет где глубже, а человек ищет где лучше». Мы пришли к тому электронному миру, к той киберпреступности, о которой мы все здесь и говорим. Многие люди спрашивают «в чем проблема киберпреступности? Подумаешь, украли у кого-то с карты 10$». Никто не понимает, что самая большая проблема киберпреступности в мире — это постановка под сомнение возможности существования банковской системы. Экономика без банков – это криминальная экономика. На сегодняшний день сложившаяся обстановка уже считается криминальной экономикой, но когда банковская система исчезнет, когда она станет альтернативной, никто не будет знать, кто владелец этой банковской системой, это просто будет называться банковской системой, а не преступной банковской системой, потому что другой банковской системы просто не будет.
То, что сегодня происходит в Европе, – это ограбление среднего класса, а это может привести к серьезной интеллектуализации криминала. То есть, люди, которые с хорошим образованием, которые были порядочными гражданами, которые совершенно не собирались становится профессиональными преступниками, в них превратятся. В конце концов это все закончится приходом криминала к власти и к серьезному изменению общественного и государственного строя.
Европа в период пандемии 2020, март (архив фотографий журнала «Экспедиция»)
В заключение мне хотелось бы сказать пару слов о политике Германии и ее роли в Европе, в организации всего происходящего. По факту, во время пандемии политика Германии прекратила существование Евросоюза – де-юре — и продолжает разваливать Евросоюз. Сегодняшнее заявление Италии о том, что «а нужен ли ей Евросоюз?», вызывает серьезные политические, экономические и другие вопросы. Последнее, что я видел, так это когда человек, приехавший из Хорватии в Германию, должен был проходить тест на COVID-19. Власти Хорватии очень возмутились, они говорят «мы же Евросоюз, что за дискриминация тогда». На что власти Германии отвечают, что они приняли решение действовать вот таким образом. От такого отношения Хорватия призадумалась, а нужен ли ей вообще Евросоюз и такие взаимоотношения с Германией. Огромное количество немецкого капитала сосредоточено в Хорватии. Достаточно ей чуть-чуть поменять политику, и немецкому капиталу станет очень тяжко на территории Хорватии. За время моего пребывания в Хорватии я смог убедиться, что это такое государство, которое никогда не останется без инвестиций. В действительности, сегодня политика Германии — это тот катализатор расширения криминала, который является основным в Европе. Это та политика, которая создает условия для криминализации Европы.