Чезаре Ломброзо — «отец» криминальной антропологии, врач, психиатр, исследователь и первопроходец, который, в том числе, считается одним из величайших европейских спиритуалистов своего времени. Его работы находились под сильным влиянием физиогномики, дисциплины очень древнего происхождения, а также идей, исходящих из теории социального дарвинизма, довольно широко распространенного в тот век.

 

Ч. Ломброзо родился в Вероне (Италия) в 1835 году в семье евреев, которая строго придерживалась еврейских традиций. Вскоре его медицинские исследования были направлены к атеистическому материализму, который активно изучали ученые-физиологи того времени. В 31 год он был назначен профессором университета Павии, а в 1871 году его призвали руководить приютом в Пезаро. Тем временем он разработал свою теорию преступного человека, что привело его к изучению физических характеристик заключенных и преступников. После размышлений и своих наблюдений он пришел к выводу, что определенные соматические аномалии определяют и в то же время выявляют преступные тенденции.

В период службы в армии Ломброзо отправили на три месяца в Калабрию. Здесь он занимается исследованием правонарушений, в частности, изучает татуировки солдат и другие криминальные татуировки, которые отличают «нечестного солдата от честного». Однако, Ломброзо понимает, что одного элемента татуировки недостаточно, чтобы понять природу преступника. Для этого также необходимо выявить иные различные характеристики и особенности этой территории, характер тамошних людей, местные условия проживания и уникальные аспекты их образа жизни.  К тому времени Чезаре Ломброзо уже интересовался преступностью: так, он проявил себя как коллекционер и каталогизатор различных находок, как исследователь и учёный, поэтому в результате своих наблюдений в Калабрии он начал работать над своей книгой «В Калабрии» (труд издали намного позже).  Сама книга была практически полностью завершена в 1862 году, однако, позже автор переосмыслил некоторые утверждения, и, как он сам пишет, «посчитал их непочтительными и неуместными».

В своем труде Чезаре Ломброзо рассмотрел различные особенности Калабрии того времени, образ жизни этого народа, их культуру и традиции, в какой-то мере их поведение, философию и психологию, в частности, географические особенности, основные виды деятельности, способы обеспечения жизнедеятельности, образованность, вступление в браки, гигиену, склонность к основным заболеваниям. В том числе среди основных наблюдений Ломброзо описал такое явление как преступность в Калабрии, привёл статистику основных преступных деяний, описал состояние тюрем и прочие особенности, на что в основном обращено внимание в данной статье, поскольку таковая информация в рассмотрении крайне важна и полезна для исследования криминальной калабрийской субкультуры.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Калабрия описывается Ч. Ломброзо как суровый край южной части итальянской земли. Как отмечает учёный, жители этого региона в основном занимаются ловлей рыбы в Ионическом море, в Тирренском море, а также по всей длине и ширине региона, вплоть до крайней вершины рокового Аспромонте. Из двух густонаселенных пристаней для яхт образуются широкие склоны, которые орошаются небольшими реками и ручьями.

Существующие порты были небезопасными, непригодными для большой торговли; море, которое часто представляло собой опасность из-за встречных течений, изолировало Калабрию от цивилизованного мира, в том числе из-за этого фактора вдвойне полезной стала железная дорога.

Ломброзо отмечает прекрасные воды и хорошие серные источники, которые находятся в Джераче, Кассано, Мелиссе, Палестрине, Серсале, Кротоне, Стронголи, С. Никола, Паллагории, Полистине, Ферето. Руда добывалась в карьерах Паренти, Гирифалько, Амерони, Гаспаррина, Оливади, Пиццо. В Дзагаризе образовались три источника соленых вод: один из серы и квасцов, другой из сульфата натрия, а третий – из квасцов, который используется для дубления кожи. В Селлии был бассейн, богатый сульфатом натрия, где собирают так называемые соли Селлия. Воды С. Биасе, Гвардия и Джераче обладают большим количеством полезных свойств. Многие немощные люди приходили сюда каждый год для своего оздоровления.

 

Автор фото: Александр Кривошея (Экспедиция на Юг Италии; 2019 г.)

 

Как и многие другие исследователи, описывавшие удивительную красоту и богатство Калабрии, Ломброзо замечает уникальную природу этой местности, климатические условия и плодородность почвы. Как компенсация  человеческого пренебрежения, природа более или менее культурных мест, кажется, превосходит здесь сама себя. Колючий широкий кактус поднимается по самым пустынным и каменистым берегам; там выращивают оливковые деревья, особенно в Джойе; а в Реджо – уникальный апельсин и бергамотто, которые порождают необычный дурманящий аромат; цветут и размножаются агава: касторовая, молочайная и крокусная; в Роккелле, Ардоре, Сидерно и Кротоне выращивали хлопок; виноград в Сант-Эуфемия и Милето; в горах есть целые леса грецких орехов, ясеня, грушевых деревьев, каштанов, дубов, елей и папоротников; в основном в Реджо, Пальми выращивают шелковицу, алоэ, лимоны, кактусы, агаву, оливы, шафран и пр. Другими основными продуктами являются: масло, вино, канапе, рис, солодка, бобовые и пшеница.

Достаточно широко культивируется хлопок, особенно в провинции Кастровиллари и на равнинах. Однако, хлопчатобумажные фабрики, шерстяные фабрики и другие подобные мастерские отсутствуют, как и идеи для их появления. Катандзаро славилось своим производством тканей, получало большую прибыль за шторы, парчу и, прежде всего, за шелковые бархаты, производимые на своих ткацких станках. Данная деятельность в регионе переросла в ранг искусства и впоследствии прославилась далеко за пределами Италии. Сегодня по тысяче причин эта отрасль чахнет; работает очень мало ткацких станков, в основном, производят фальшивки. Последняя выставка шелковых тканей Катандзаро была представлена в Риме в 1887 году, и вызвала она особое восхищение.

У этого бедного народа испанского происхождения ярко проявляется склонность к праздности, ради которой они сохранили в своих руках некоторые производительные отрасли. Однако, самый большой урон был нанесен Бурбонами, которые с удовольствием изолировали калабрийцев плохими дорогами. Последнее разбудило их древнюю ненависть к сицилийским соседям, с которыми у них также общие корни, единое происхождение и язык. Во времена революции из одного региона в другой отправляли осужденных, в мирное время — худших работников. Ненависть оказалась настолько глубоко укоренившейся, что в течение многих лет между сторонами не могло быть мирного союза.

Бурбоны, позволяя и почти поощряя подлость работников, учреждая на свой лад новые правительства (предназначенные исключительно для защиты высших классов), утратили чувство справедливости, и поэтому часто богатые препятствовали интересам ремесленников или поселенцев; каждый настаивал на своих правах, и, в свою очередь, на том, что может грабить другого.

Ломброзо ссылается на размышления французского историка Жоржу Гойяу (фр. Georges Goyau), который описывал, как в Метапонто, Сибари, Кротоне, разделение государственной собственности, начавшееся с французской революции, не привело к реальному и длительному уничтожению поместий и хозяйств. Необходимо учитывать также, что с того периода хозяйственная деятельность не имела особого смысла, поскольку отсутствовали даже рабочие инструменты, производственный капитал и другие необходимые условия. Из-за малярии и упадка фермерских хозяйств фермеры были вынуждены переехать жить в город, соответственно — платить арендную плату за жилье и терять значительную часть своего рабочего дня, чтобы утром отправиться на дальнюю ферму и потом возвращаться в город вечером. Результатом становилось постоянное уменьшение и так скромных возможностей и доходов.

 

Автор фото: Александр Кривошея (Экспедиция на Юг Италии; 2019 г.)  

 

Как пишет Чезаре Ломброзо, с экономическими условиями Калабрии можно ознакомиться в произведении Оливы, Discorso inaugurale del Tribunale (1895-96). Калабрийская земля и её жители в те времена оказались заложниками разных страданий и лишений, которые для крестьян проявлялись в самых мрачных формах. Средний класс буржуазии намеренно, учитывая их ментальность и предпочтения, пытался стремительно создать условия для процветания и плодотворного роста имущества с помощью различных методов, а иногда — даже не совсем честных уловок.

Богатство немногих, более или менее несправедливо накапливаемое, не приносило никакой пользы для рабочего класса, а наоборот, наносило серьёзный ущерб, так как экспроприированными были источники производства, то есть источники общественного процветания. Таковы причины жестокости, проистекающая из неспособности крестьян подняться своими силами, получить оплачиваемую работу. Следовательно, в жутких условиях страданий и ограничений среди низкого класса начали проявляться  тенденции и стремления к криминальной деятельности, иногда в результате антиправовой борьбы в попытке избежать несправедливости судьбы, которая, на самом деле, была несправедливостью людской, по мнению великого антрополога.

 

Автор фото: Александр Кривошея (Экспедиция на Юг Италии; 2019 г.)   

 

Ознакомившись с трудом Доменико Руиса «Discorso inaugurale per lanno giuridico 1890) Ломброзо отмечает: многие феодальные крепости и имения вымирали или просто становились буржуазными, следовательно, большинство благородных светских семей были вынуждены спустится с гор в города, которые уже были окружены и находились под контролем военных. Армия, исполненная гордости за собственную силу, призирала их, старалась смешать оставшуюся буржуазию с крестьянским классом. Однако, путь прогресса можно было бы обеспечить, подняв массы из нищеты, предоставив им оплачиваемую работу. Таким образом, богатство сосредоточилось в руках немногих, которые истерично, с одной стороны, препятствовали производству, но и излишне расширяли его, «…маниакально узурпируя земли для своих потребностей. Соответственно, в борьбе за выживание, вопросы, которые касались развития культуры и поддержания традиций, не были приоритетными, так как более важным считалось удовлетворение основных потребностей населения и повышение общественного благосостояния (Cesare Lombroso, 1898)».

Следовательно, если где-то в ином месте богатство немногих, приходившее к ним словно поток, который впоследствии всё оживлял и делал поля плодоносными, то Калабрии это был поток разрушительный, буквально сбивающий с ног. Сейчас многие вспоминают те времена с некими акцентами страха и восхищения единовременно, призывая к тому, что многие убийства, грабежи и неправомерные деяния были вынужденными явлениями на этой земле ввиду сложившейся несправедливости. В те годы популярным было выражение: «Бык на год лучше, чем бык на десять лет». Подразумевалось, что кратковременная выгода, которая достигалась криминальным неправомерным путём для калабрийца в тот период, была более приемлемой, чем долгосрочная продолжительная работа для достижения каких-либо благ в будущем.

Так, тяжёлые и печальные условия в Калабрии также могут быть подтверждены следующим фактом, описанным у Ломброзо. Только в суде Катандзаро было вынесено 104 приговора о продаже мебели за долги, также в виде задолженности было проведено 151 изъятий недвижимости.

Выполнение операций с ценными бумагами достигло 701 случая, из них 83 — за долги, не превышающие 50 лир; 91 — не превышая долгов в 100 лир; 236 — не превышающих долгов в 1000 лир; 200 — выше 1000 лир. Такая численность также удваивается, если принимать во внимание остальные суды.

Однако, немногие из этих мероприятий были проведены безжалостными сборщиками налогов. Сборщики долгов даже за небольшую плату брали на себя обязательства по сбору налогов, выставляли собственные ставки на штрафы и прибыль, которые получали в результате выполнения операции. Они старались получить прибыль любым незаконным способом, что умело скрывали в разнообразных продуманных юридических формах. Чаще всего для проведения процедуры по взысканию задолженности привлекалась целая когорта «посланников», с помощью которых удавалось увеличить прибыль и полностью разорить должника. Мебель продавалась по очень низкой стоимости, потому что аукцион уже был спланирован, а в качестве покупателей выступали партнеры, которые иногда являлись теми же пособниками сборщиков долгов.

Проанализировав сформированное общество в Калабрии того периода, Ломброзо пришел к выводу, что в этом регионе не было смысла надеяться на какие-либо кооперативные объединения. Несмотря на то, что количество таких объединений увеличилось, начиная от двух, которые были зарегистрированы в 1989 году, до 41 в 1894 году, однако, по меньшей мере среди них насчитывались только 18 кооперативов взаимопомощи (V.Статут потребительской кооперации; 1896). При этом, как отмечает Руис, они служили лишь для того, чтобы впоследствии их поглотили другие объединения с большим акционерным капиталом. Отпраздновав такое рождение и пережив такую трансформацию и поглощение, многие порывались отомстить за свой крах.

 

Таблица 1. Число неграмотных на 100 человек с 1872-1891 гг.  

 

Единственная сфера на фоне общественной деятельности, оставшаяся для воплощения фантазии простого простолюдина в своей естественной жизни, — это религиозные обряды. «Один молодой человек, — однажды рассказал Ломброзо, — рассказал, что истинные либералы этой земли состояли в братстве святого Павла, начиная с 1848 года и совместно вели некую тайную деятельность».

Чезаре Ломброзо также предпринимал попытки исследования того, в каком состоянии находится преступность. В частности, в Калабрии убивали людей как с помощью винтовок, так и с помощью ножа. Как и Ломброзо, так и другие исследователи часто упоминают и описывают многовековую склонность к использованию оружия в этой местности, как например, итальянский историк литературы, политик Луиджи Сеттембрини: «Искусство, которое хорошо знают все калабрийцы, от самых богатых до последнего нищего, — это владение оружием».

Почти каждый был вооружен, а у кого было более двух винтовок — был более уважаем, более справедлив. Ломброзо во время своего пребывания видел двух мэров, двух избранных канцлеров общественной безопасности, которые уже были осуждены за убийство.

Воры и другие преступники общались на своем преступном жаргоне, который Ломброзо указал как амаскский язык; однако, он отмечает, что в Калабрии говорили на нём в том числе и образованные люди (Cesare Lombroso, 1898).

Чтобы в целом понять влияние новой итальянской цивилизации, Чезаре советует обратиться к Судебной и уголовной статистике за 1894 год (табл. 2) (Statistica giudiziaria e penale per l’anno 1894 — Рим 1896), и Annali di statisticaStat. giudiziaria. — Рим 1895).

 

Таблица 2.

Данные статистики по различным видам преступлений в Калабрии на 100 000 жителей в 1890 – 1892 г. 

 

Преобладание и совершение преступлений также отражено в криминальной статистике (V. Annali di Statistica 1895). Например, в 1893 году — после Катании и Кальтаниссетты – их показатели превышают показатели по преступлениям против нравственности всех итальянских провинций – обнаруживаем: Катандзаро — 39, Козенца — 38 (на 100 000 жителей). В других преступлениях в Реджио-Калабрии насчитывалось 702 случая, в Катандзаро — 609 (на 100 000 жителей); относительно штрафов и применения огнестрельного оружия было зафиксировано 182 случая (на 100 000 жителей), в то время как в Калабрии представлены самые низкие показатели в подделке монет, в угрозах и шантаже, и достаточно низкий показатель в кражах. Хронологии преступлений и показатели по годам 1891-1894 представлена в табл. 3.

 

Таблица 3. Зафиксированные деяния 

Из этих цифр видно, что кровавые преступления продолжаются и растут с каждым годом; преступления в узурпации и нанесении повреждений, случаи мошенничества и обманы, грабежи и вымогательства, кражи и убийства носят стационарный характер, хотя между показателями разных годов, безусловно,  существуют некоторые различия. Травмы, подделка монет и ​​общественные преступные деяния, преступления против нравственности с каждым годом заметно возрастают. Следовательно, можно утверждать, что вся разница заключалась в том, чтобы вследствие революции добавить к перечню варварских преступлений преступления, существовавшие у других цивилизованных народов.

При этом, «тенденции в совершении убийств не вступали в союз с воинственным духом» (имеется ввиду с армией и военной мощью); так, в «Военной антропометрии Ридольфо Ливи», указано, что в рядах офицеров и учащихся военных академий с показателем 28,8% присутствовали и калабрийцы, причём это минимальный показателем по всему Королевству.

Из труда Доменико Руиса «Инаугурационный дискурс за судебный 1895 год» (Катанзаро) Ломброзо заключил, что кровавые преступления связаны с завышенными феодальными податями. В свою защиту калабрийцы применяли личное оружие (в том числе, как ответ на оскорбления, что было крайне необходимо для поддержания жизнеспособности). Соответственно, как и в Средние века жители этого региона считали обязательной необходимость иметь при себе оружие. Но многие другие преступления, отмечает сам Руис, скорее очевидно искусственны, чем реальны.

Таким образом, 500 судебных процессов «по различным нарушениям» являются не более чем нелепыми или судебными процессами, вызванными проявлением жадности, например, с целью отомстить за пользование полем.

Однако, если «в таком случае присутствует проявление насилия, — как говорит Руис, — с точки зрения здравого смысла, с целью его исключения что-то должно быть сделано в соответствии с законом, который был вынужден часто отклоняться от установленной нормы».

По другим данным «370 установленных случаев оскорблений и клеветы» являются следствием новой формы спекуляций, которая с каждым годом распространяется всё больше и больше.

Среди жителей Калабрии многие намеренно шли на грабежи и мародерство для того, чтобы найти хоть какой-то источник пропитания; тяжкие условия вынуждали их нападать на крестьян, чтобы получить хоть какие-то деньги или средства к существованию.

В те годы тюрьмы чаще всего были нечистыми помещениями, без присмотра, туалетов, света, иногда даже без воды. Поэтому в местах лишения свободы почти каждый год бушевал тиф или иные болезни. Многие из заключенных находились в камерах на первом этаже — буквально на одном уровне с оживленными улице —  и могли говорить с прохожими, выкрикивать  жалобы, молитвы и, даже, выражаться в наглых угрозах в отношении всех, кто проходил мимо (Cesare Lombroso, 1898).

 

Художественные работы заключеных («Lavori artistici di prigionieri».) Вставка из книги «Перступный человек» 1896.  

 

Выводы

В этой статье изложены основные особенности и характеристики, которые относятся к преступности Калабрии и условиям ее формирования; описаны условия и образ жизни этих людей. Следует отметить, что данная статья написана в результате анализа вышеуказанного письменного источника в разрезе исследования криминальных традиций Италии, поэтому указаны основные утверждения, упоминания, статистические данные, описания, которые прямо касаются формирования преступности и криминальной традиции.

Исходя из вышеизложенного следует, что труд, написанный Ч. Ломброзо, является уникальным письменным источником, способствующим исследованию культуры, истории Калабрии, условий жизни людей этого региона Италии, предпосылок формирования криминальной традиции. Труд «В Калабрии» до 2020 г. не был переведен на русский язык, поэтому данная статья будет крайне полезна и актуальна для проведения исследований криминальных традиций Италии, а в частности криминальной субкультуры Калабрии в русскоязычном научном пространстве.

Все представленные фрагменты книги ярко характеризуют калабрийскую жизнь и условия (начиная с 1862 года, когда Ломброзо только приступил к исследованию Калабрии), — среду, что послужила фундаментом для формирования криминальной традиции. Наблюдения Ломброзо передают образ крайне щедрых, богатых и уникальных земель Калабрии и единовременно крайне тяжелых и бедных условий жизни калабрийцев, их стойкость и нравственность, менталитет; диктуемые извне обстоятельства и условия, которые сложились в этом регионе исторически, и кардинально повлияли на последующее развитие, формирование философии, психологии, образа жизни этих людей.

Сегодня мы наблюдаем следующую картину: криминальная калабрийская субкультура Ндрангета распространилась по всему миру, смогла проникнуть практически во все сферы жизни, стала богатейшей организацией (Gratteri, N., & Nicaso, A., 2019), построила дороги, создала индустрию и пр. (Gratteri, N., & Nicaso, A., 2007). Ндрангета существует и по сей день; она способна адаптироваться к любым изменяющимся условиям, а такие тенденции имели место ещё в далеких 1860х годах. Если сравнить описания Калабрии и её жителей, которое нам оставил Чезаре Ломброзо, и описание современной жизни и деятельности (например, изложенные в книгах исследователей Ндрангеты Никола Граттери и Антонио Никасо) — это кардинально разные картины.

В итоге, представляется возможным заключить, какого уровня успеха смогли добиться эти люди благодаря сложившемуся порядку, воспитанию, образу жизни, умению договариваться, проникать в любые сферы жизнедеятельности и другим приобретённым способностям. При этом, автор рассматривает криминальную сторону их деятельности, исключительно как деятельность, которая носит негативный характер и не приемлема в нашем цивилизованном обществе.


Авторы статьи: Анна Филиппова 

Научный сотрудник криминологического центра, занимается криминологическими и судебно-медицинскими исследованиями
субкультуры Южной Италии.

 Источник:
Вестник «Результаты работы ученых». Том 1, №4 (2020): Геном безопасности