Первый день международной конференции «Нарисуй субкультуру».
На обсуждения были поставлены 2 вопроса. Участие в обсуждении приняли 6 спикеров из разных стран мира: Dr. Массимо Интровинье, Dr. Олег Мальцев, Dr. Люсьен-Самир Улахбиб, Prof. Людмила Филиппович, Пол Роадс, Prof. Марко Андреаккио.
Доклад академика Олега Мальцева по первому дню конференции.
Субкультуры и религии: отличия. Какие элементы формируют каждый из инструментов?
В начале конференции, отвечая на вопрос, профессор Массимо Интровинье довольно четко обозначил позицию американской науки: религия – это кто есть кто, а не что есть что. С мой точки зрения подходить таким образом к вопросу категорически нельзя. Если мы классифицирующим признаком выбираем образ жизни, то в таком случае любая религия, любой глубоко верующий человек тоже превращает свою веру в образ жизни. В чем же тогда разница?
Я всегда удивлялся позиции американской науке, которая говорит кто есть кто, но не говорит что это такое. Это некая политическая установка в науке. Если я уж имею право определить кто есть кто, то я могу на свое усмотрение определять какая культура или субкультура маргинальная, а какая нет. Я считаю, что это основная проблема науки, которая сегодня существует.
Когда мы говорим о субкультуре, то первое, что нам нужно видеть классифицирующим признаком не стиль жизни, а самоорганизацию. Я думаю, что любая религия сильно завидует любой субкультуре. Это конечно же шутка, но я вам скажу, что в любой шутке есть доля шутки. И когда мы говорим об этой доле шутки, то мы говорим о том, что религии нужно прикладывать неимоверные усилия для того, чтобы себя организовывать. Нужно содержать целый аппарат, а в некоторых организация и радикальный аппарат для того, чтобы заставить верить человека в эту религию. С другой стороны, субкультура не нуждается ни в каком аппарате организации. Субкультура возникает механизмами синергии, то есть самоорганизации. Мы могли бы сказать, что любая субкультура оценивается по степени эффективности жизни ее членов, а не по приверженности к той или иной идеи.
Криминальной субкультуре юга Италии совершенно все равно, что о ней думает весь мир, ей это не мешает быть крайне эффективной. Как бы итальянское правительство и все мировое сообщество не пытались бороться с маленьким клочком земли, расположившимся в центре Европы, до сегодняшнего дня никому это не удалось. Сколько бы Папа Римский не отлучал от церкви Ндрангету и Палермскую мафию, они кроме улыбки в его адрес больше ничего не выражают.
Давай-те смотреть на вещи объективно, ведь каждое явление почему-то существует в мире. Субкультура — это явления, которое существует независимо от нас, хотим мы этого или нет. Церковь, религия и другие явления существуют без нашего согласия, к нам никто не приходил и не спрашивал хотим ли мы, чтобы они существовали или нет. Раз они существуют, значит они чем-то друг от друга отличаются. Они точно не отличаются друг от друга стилем жизни, по причине того, что вы можете даже не знать к какой субкультуре, культуре человек имеет отношение когда вы на него смотрите.
У человека из-за американского подхода в науке сложилось представление, что субкультура — это люди, у которых длинные волосы, сережки в ушах или еще что-то. На самом деле, это совершенно не обязательно. Я знаю многих, которые ходят в костюмах за 15 тысяч $ и выглядят как респектабельные бизнесмены. И вся проблема, которая сегодня существует, заключается в отсутствии методологии исследования этих явлений.
Использование религии другими социальными институтами (бизнес, политика и т.д.) в своих целях. Трансформация религии: от божественного превосходства к универсальному обществу, основанному на техно-идеологических принципах.
Чем отличат субкультура от религии? В начале я уже сказал о том, что классифицирующий признак — это самоорганизация. Церковь организовывается, субкультура самоорганизовывается. Профессор Людмила Филиппович абсолютно точно заметила, что все религии когда-то были субкультурами. Каким образом субкультура превращается в религию — это не тема нашего разговора. А вот чем они отличаются, мы далее рассмотрим.
Дело в том, что субкультура формирует мировоззрение. Предположим, вы всю ночь читали некую книгу, а утром проснулись и решили, что это именно то, что вы искали всю жизнь, и вот вы уже в субкультуре. Я еще не видел ни одного христианина, который проснулся в христианстве. В свою очередь, религия предлагает мировоззрение, а иногда и навязывает его. Чаще всего мировоззрение именно навязывает. Вспомните истерику в Европе, когда запретили крестить детей при рождении. С юридической точки зрения это совершенно верный шаг, это нарушает права человека, и в этом нет ни каких сомнений. А вот в Греции такой шаг восприняли как войну. И до сих пор не известно, какое количество судов в Греции прошло по этому поводу. Потеря автоматической паствы для религии губительна. Религия совершенно не заинтересована в том, чтобы человек дожил до какого-то времени, например, до 18 лет, и сам выбрал то, во что он будет верить.
Религия предлагает догмы, и они незыблемы. Субкультура имеет правила, то есть люди между собой вырабатывают правила взаимоотношений. Вы не можете влиять на догму, потому что она незыблема, вам сказали только так и больше никак. Если вы с этим не согласны, то, следовательно, вы плохой человек. Субкультура вынуждена вырабатывать в режиме самоорганизации правила взаимоотношений друг с другом. Но эти правила не являются догматическими, это не истина в последней инстанции, это просто правила. Обратите особое внимание на то, что мировоззрение религии не должно быть эффективны, это ненужная форма для религии. А мировоззрение субкультуры обязательно должно быть эффективным. Когда мы говорим о религии, то ей все равно какое у вас сформирует мировоззрение под воздействием догм, даст вам это что-то в жизни или нет. Для субкультуры же это вопрос выживания, это ключевой параметр. У субкультуры, в отличие от религии, существует так называемая функция насоса. То есть, субкультура постоянно требует денег. Вы вынуждены их зарабатывать для того, чтобы этим заниматься. В церковь деньги попадают совершенно иным способом, вы там ничем не занимаетесь, можете вообще туда не ходить.
Большинство субкультур являются достаточно дорогими, а это значит, что вас постоянно что-то заставляет быть эффективны. Давай-те возьмем субкультуры, связанные с экстремальными видами спорта. Например, дайвинг — это же вещь очень дорогая. Но люди, находящиеся в это субкультуре, зарабатывают деньги, чтобы этим заниматься, и ничто их не останавливает. Возьмите субкультуры, связанные с мото-движением. Уже покупка одного мотоцикла выльется в не малую копеечку. Но они это делают, потому что хотят принадлежать к этой культуре.
Религия никогда не создает дополнительной функции. Обратите внимание на то, как сегодня обучаются люди: они не хотят учиться нигде, кроме как в лоне субкультуры. Навыки, приобретенные в лоне субкультуры, называются ее дополнительной функцией. Посмотрите с каким недовольством эти люди ходят в университеты. А потом посмотрите с какой радость, азартом, они постигают все эти вещи в рамках субкультуры. По сути, на сегодняшний день в мире субкультуры являются центральной образовательной функцией. А самое важное, что это функция воспитания навыков. На сегодня навыки нигде, кроме как в субкультуре, люди не приобретают. Эти навыки как дополнительная функция субкультуры становятся ключевыми для реализации себя в жизни.
Выступая на прошлой конференции, я сказал, что сегодня весь бизнес построен на навыках, приобретённых в рамках субкультур. Субкультура — это далеко не новое явление, это явление, которому уже много сотен лет. И мы могли бы его охарактеризовать субкультуру как некую стадию организации взаимодействия людей между собой.
Спасибо огромное за внимание.