С точки зрения исследовательского подхода к изучению природы геополитических угроз прослеживается дилемма методологического выбора: какая из научных дисциплин располагает аппаратом к осмыслению данного рода категории? Ключевыми «претендентами» выступают политология, история и психология. Безусловно, междисциплинарный подход обладает большими преимуществами; однако стоит отметить, что всё же лидирующие позиции принадлежат исторической дисциплине. 

На основании прототипологического подхода возможно критически проанализировать:

  1. мировые тенденции как отражение системного развития явления «глобальная угроза»;
  2. частотность событий;
  3. масштабирование угроз. 

С точки зрения линии времени, осмысливая типологическое единство «прошлое-настоящее-будущее»,  целесообразной точкой отсчёта при изучении феномена геополитических угроз предлагается рассматривать XV век, поскольку с XV века сохранились документы и артефакты, позволяющие комплексно изучать природу глобальных угроз. Большинство документальных свидетельств ранее XV столетия, к сожалению, нередко выступают спорными на предмет полноты и достоверности.

Итак, с момента выбора точки отсчёта, главным источником геополитических угроз является Империя. Безусловно, «империю» в качестве  источника угроз считали непосредственно представители завоёванных территорий, но не завоеватели. Вероятно, единственный исторический пример, представляющий образец мудрого правителя, которого подчинённые не воспринимали как генератор угрозы их существованию или посягательства на образ жизни, — это  Карл V.

 

 

 

Тезисно опишем базовые аспекты:

  • Имперская политика распространения власти — причиной возникновения глобальных угроз.
  • Ядром или основой угрозы  как феномена является психологема.
  • Условия для формирования и давнейшего масштабирования угроз создаёт государство как институт власти. Нет государства как среды и как системы координат — нет геополитических угроз.
  • Стремление строить империю относится с двигательным масштабирования своей личности вовне (как личности правителя, хозяина, оплота власти). То есть цель — масштабирование личности вовне.

Любой угрозе мирового масштаба предшествует философская идея. Как показывают уроки истории, философская идея может исходить из совершенно разных предпосылок, как-то: захват территории с целью обогащения и приумножения масштабов власти; наведение порядка; религиозные мотивы, например, распространение христианства и др. В частности, важным эпизодом и наглядным примером, способствующим осмыслению природы геополитических угроз и тактике их «вменения» является христианизация Европы. Привнесение изменений в образ жизни — задача на грани «невозможного» без особого силового рычага. А распространение новой религии — как раз задача такого уровня. Так, христианизации Европы предшествовало создание специальных условий:

  1. всеобщая угроза европейской масштаба — а именно эпидемия чумы;
  2. страшное заболевание, что унесло миллионы жизней стало «благодатной почвой» для взращивания и распространения идеи о «спасении» (масштабы смертности были запредельными).

Любопытен и тот факт, что нередко те, кого «спасали», вовсе не желали «быть спасёнными» (тенденция свойственна не только средневековью).

 🔴 Цель создания геополитической угрозы — установление  контроля и осуществление управления территорией. 

 🔴 Возникновению геополитической угрозы предшествует философская идея, определяющая политику государства. 

 

Философская идея → политика → возникает геополитическая угроза 

Рассмотрим в качестве примера Первую мировую войну. Ключом к созданию предпосылок к войне и развёртыванию военного противостояния выступила  разность философских идей. Естественно, не всякий раз в истории разность идей породит столь глобальный конфликт. Однако в данном случае, у «владельцев»  философских идей в распоряжении был аппарат армии, а значит, и силовые структуры, которые действовали в интересах правящих кругов, однако, заявляя иные цели (например, «защита и обеспечение безопасности гражданского населения», нежели «установление нового порядка»).

С другой стороны, если обзорно рассматривать с позиции предпосылок в виде геополитических угроз Вторую мировую войну, то в данном случае ключевыми факторами стали именно экономические. Не секрет, что по итогам Второй Мировой войны, хотя СССР, Франция, Великобритания и другие страны блока одержали победу, тем не менее, «выиграла» от этой войны (экономически) совершенно иная страна. Так, именно США стали «сверхдержавой» за счёт Второй Мировой войны. Обогащение казны Соединённых штатов (в том числе, за счёт военных поставок оружия, оборудования и пр.) в глобальном масштабе  не состоялось бы без использования фактора «мировая война» как тотальной угрозы.

🔴  Соответсвенно, вывод: обыкновенно геополитическая угроза скрыта; конечную цель чаще всего достаточно сложно определить и распознать заранее.  

Далее представлены результат праксеологического осмысления природы геополитической угрозы и двигательно-динамическая схема реализации геполитических угроз:

Философская идея  Геополитическая угрозаПричина (философская, религиозная экономическая и пр.) →  Вид угрозы * Инструментарий реализации угрозы (война, эпидея, гибридная война и др.) → Ресурсы для реализации // в частности, выбор органа, который «внедрит проект» (армия, монашеский корпус, орден и пр.)

 

Источник:  «Пером и Шпагой»

 

В качестве примера осмыслим с позиции геополитических угроз Крестовые походы. Нескольким волнам Крестовых походов предшествовала идея «войны за Гроб Господень», «оправданная» соответствующими религиозными догматами христианства; однако одной из подлинных причин европейской экспансии мы могли бы рассмотреть причину экономического толка, конечная цель которой: ограбление востока и обогащение.

В частности, проводя компаративный анализ предпосылок Первой и Второй мировой войн, мы могли бы отметить, что в первом случае имеем дело с «философскими причинами». Как демонстрируют уроки истории,  философская война (Первая Мировая) «ретрансформировалась» в экономическую (Вторая Мировая война). Тем не менее, осмысление причин геополитических угроз  различными представителями властных кругов — обыкновенно достаточно субъективно. То, что одной стороной заявляется, например, «спасательной операцией с целью наведения порядка и недопущения развязывания глобального военного конфликта», для другой стороны — настоящее вторжение «спасителей, которым не рады», поскольку как таковой нужды в «спасении» нет. 

🔴   Соответственно, подведём итог текущей научной разведки: в основе любой геополитической угрозы лежит разность менталитетной составляющей.

 

 

Данный доклад академиком Олегом Мальцевым был представлен на XIІ Международной научной конференции «СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО: ИЗМЕНЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ВЫЗОВ МИРОТВОРЧЕСТВУ И МЕДИАЦИИ»