25 августа 2020 года в рамках Международной конференции «Город как учебная аудитория» состоялась третья онлайн-панель. Темой дискуссии явилось обсуждение современных угроз в условиях города. Спикерами на этой панели выступили профессоры, военные, докторы наук, мастера боевых искусств и специалисты в области безопасности из Америки, Украины, Израиля и тд.
Спикеры: Эдуардо Альмейда, PhD Олег Мальцев, Дуайт Уилсон, Dr. Райан Бишоп, Ави Нардиа, Prof. Максим Лепский
Модератор: профессор Виталий Лунев
Доклад академика УАН, специалиста в области безопасности деловых кругов, PhD. Олега Викторовича Мальцева.
-
Безопасно ли сегодня жить в городе?
Когда мы говорим о безопасности и о том, безопасна ли жизнь в городе, думаю, что большинство людей сегодня не имеют ни малейшего представления об этой проблематике. Я отраслью безопасности более 30 лет. И за это время на моих глазах прошла вся история безопасности. Я провел ряд работ в разных странах мира, обеспечивая безопасность лиц в деловых кругах. Я являюсь прежде всего ученым, и всегда считаю, что к любому вопросу нужно подходить с научной точки зрения. К безопасности непременно необходимо подходить как к науке, в ее основе должен лежать фундаментальный научный подход. И когда люди серьезно подходят к этой проблематике, то им было бы неплохо сначала изучить опыт предшественников.
В своем докладе я не хочу давать кому-то учебную программу, я больше хочу обратить внимание на некоторые детали, которые никто не замечает. Обратите внимание, что, начиная с 90-х годов, безопасность деловых кругов, безопасность в городе, безопасность в государстве, частная безопасность, безопасность граждан, существенно претерпела изменения. Раньше положение выглядело таким образом: чем ниже ты был в статусе, тем больше неприятностей у тебя было. Как всем это представляется? Богатые угнетали и мучали бедных. То есть, чем ниже человек был в статусе, тем большая вероятность была в том, что с этим человеком что-то случится. Ты бедный, несчастный, за тебя некому заступиться и поэтому ты терпел все неприятности этого мира на себе.
Сегодня ситуация изменилась крайне прямо на оборот: чем выше у тебя статус, тем больше у тебя неприятностей. Вот этого переворота никто не заметил. Все по инерции считают, что все было так, как было и раньше. Моя практика безопасности была не только профессиональной, но и преподавательской. Я учил ученых, генеральных директоров, преподавал телохранителям, и каждый раз, когда я начинал кому-то что-то преподавать, то на меня все смотрели с удивлённым выражением лица и большими глазами. А все потому, что никому из них не приходило в голову, что к вопросу нужно подойти серьезно и комплексно. И в один прекрасный момент я прервал свою преподавательскую деятельность на 10 лет. Потому что мир стал кардинально меняться, и я посчитал невозможным кому-либо давать рекомендации, не проведя до этого фундаментальных научных исследований в этой области. И вот, несколько месяцев назад, во время португальской экспедиции я написал учебник по безопасности деловых кругов XXI века. Мне помогали в работе над этим учебником мои молодые коллеги-ученые Экспедиционного корпуса, а в качестве оппонента выступал профессор Максим Лепский. Ключевыми понятиями этого учебника стали: временные и переменные угрозы. Если мы раньше классифицировали угрозы по некой шкале угроз, то сейчас эта классификация исчезла, вместо нее возникла шкала негодяев. Угрозы стали временными и переменными. Возникли угрозы среды. Что это означает? Человек живет в определённой среде, в которой появились собственные угрозы, ранее не существовавшие. Обратите внимание, что появились глобальные угрозы, которые касаются всех, чего раньше тоже не было. Пример тому нынешняя пандемия, то, чего не было до этого, и это одна из разновидностей глобальных угроз. Хочешь ты этого или не хочешь, касается это тебя или нет, веришь ты в существование этой пандемии или нет, не имеет ни какого значения, она прямо влияет на твою жизнь и деловую активность. Если бы меня сегодня спросили, какова главная проблема сегодняшних безопасностей городов, я бы ответил, что государство и правительство – это самые опасные люди, которые существуют сегодня в государстве и, соответственно, в городах. Правительство государства и чиновники на местах – это самые опасные люди, которые существуют. Вся их проблема заключается в том, что они абсолютно некомпетентны. Они невежественны и непрофессиональны, у них нет никаких заранее заготовленных алгоритмов действия в экстремальных ситуациях. Вы знаете, алгоритм нужен роботу. А теперь представьте себе роботов без алгоритма, представьте себе, что будет делать робот, у которого отсутствует когда программное обеспечение.
Учебник по безопасности деловых кругов в XXI веке
В период пандемии в Европе все видели, как действовало правительства, чем они и насмешили весь мир. До этого они меня смешили в Европе, когда они боролись с терроризмом, проверяя документы у граждан. Вы только задумайтесь, какому террористу придет в голову ехать с «плохими» документами в Европу. Нашли хоть какого-то террориста? Нет. Расстрел в Макдональде в Мюнхене, где погибло около 18 человек; во Франции на Елисейских полях грузовик давил людей — и все на это спокойно смотрели. Когда взрывали Брюссельский аэропорт, то все были удивлены и возмущены, почему он взорвался. В Украине с недавнего времени заложников захватывают по расписанию каждую неделю. Скоро в Украине это превратится в национальный спорт. Как вы думаете, опасно сегодня жить в городе или нет? Пока люди не пойму, что всё сильно изменилось, пока к этому не будет применено фундаментальное научное знание, пока не будут работать над этой проблематикой специалисты, пока не научат людей бороться с этими угрозами и управлять этими угрозами, то все это будет продолжаться бесконечно и иметь только тенденцию к увеличению.
Мной совместно с профессором Виталием Луневым была написана книга «Как меня заставили изучать психологию Европы или момент истины» где мы изложили все виды угроз, которые существуют на сегодняшний день. Я бы советовал вам ее прочитать, тогда многое станет понятным. Как вы думаете, сколько государственных чиновников построилось в очередь, чтобы прочитать эту книгу? Думаю ни одного. Как вы думаете, сколько людей прочитало книгу «Безопасность деловых кругов в XXI века»? Ноль. Знаете, почему никто не хочет читать эти книги? Потому что это все не нужно. Вокруг должно быть опасно, никто не собирается бороться ни с каким угрозами. Все должны привыкнуть к фразе «спасение утопающих дело рук самих утопающих». В свое время французский философ, постмодернист Жан Бодрийяр писал: вам придется выбирать между свободой и безопасностью. В ответ на это один из американских президентов сказал: тот, кто ставит эту пропорцию, не достоин не свободы, не безопасности.
-
Категории риска в условиях города (разные категории людей подвержены разным категориям рисков)
Начать я бы хотел с угрозы среды, для чего приведу три примера с разных точек мира. Буду говорить без каких-либо сглаживаний углов, смягчения акцентов и прикрас. Как-то меня угораздило поехать в Нью-Йорк. Именно угораздило, так как по мне никакой нормальный человек в Нью-Йорк поехать не может. И я это понял, когда приехал туда. Направлялся я туда по рабочим делам, и когда у меня появилось немного свободного времени, я поехал смотреть Статую Свободы, этот символ Америки. Что такое Нью-Йорк? Это же цвет нации, это же совершенно безопасный город. В Нью-Йорке каждый человек себя чувствует в абсолютной безопасности. Когда я приехала на Статую Свободы, то меня поразило все, что там происходило. Первое, с чем я там встретился, это с упертой в меня штурмовой винтовкой М4. То есть, сумасшедший американский полицейский воткнул в меня штурмовую винтовку и сказал, что он хочет посмотреть мои вещи. Но ведь нам говорят, что США — это самая демократическая страна в мире. Я был очень удивлен, что мне, обычному человеку, просто туристу, нужно объясняться с полицейским только потому, что я хочу посмотреть достопримечательность.
Пример № 2. Самое ужасное место на земле – Палермо. Там живет самая страшная организация в мире – мафия. Очень многие из моих коллег были со мной в Палермо, и мы спокойно сидели в ресторанах, осматривали достопримечательности, посещали культовые учреждения, в 3 часа ночи гуляли по городу, и никто нам не задавал никаких вопросов. Где опаснее — в Нью-Йорке или в Палермо?
В одной из моих поездок совместно с коллегами в Палермо мы снимали научный документальный фильм. В ходе съемок нам приходилось бывать в разных местах города, в том числе и небезопасных, где могут ограбить или убить. Когда я заходил в такие районы, многие жители предостерегали меня, говоря: не ходите туда, вас там ограбят. Я всем отвечал: не волнуйтесь, я у себя дома и все будет хорошо. И многие из жителей очень удивлялись. Как вы можете видеть, все живы, здоровы, и никто нас в Палермо не трогал и не грабил.
Пример № 3. Как по мне, это самый интересный пример. Очень жуткое место, где все люди вооружены до зубов – штат Техас в США. И я вам скажу, что более спокойно я не чувствовал себя никогда в жизни. Наверное, очень многие люди скажут: конечно, с тобой же был твой друг Дуайт Уилсон, и поэтому ты чувствовал себя спокойно. Но, на самом деле, мы половину времени, пока находились в Техасе, передвигались самостоятельно, и обстановка там была очень спокойной.
Эти три примера показывают, что люди живут во сне. Как говорил Жан Бодрийяр – в гиперреальности. И эти люди считают опасным то, что безопасно, и считают безопасным то, что жутко опасно. Я всегда на лекциях приводил один и тот же пример: на чем безопаснее ходить в море, на кораблях, которые перевозят газ, или на кораблях, которые перевозят груз. Ответ, по-моему, очевиден: конечно, самое опасное — это передвигаться на судне, которое транспортирует газ. Но найдите мне хоть одну катастрофу с таким судном, вряд ли вы сможете привести хоть один пример. Что же касается остальных кораблей, тех ,что занимаются транспортировкой разного груза, то в интернете вы найдете много историй и рассказов о происшествиях в море с грузовыми суднами. А особенно это касается пассажирских лайнеров. Нам кажется, что перевозка газа — это опасно, но выясняется, что все не совсем так, на самом дела это совершенно безопасная вещь. Чего не скажешь про пассажирские суда. Серии катастроф показали нам, что путешествие в море на круизном лайнере является не совсем безопасным.
Весь мир борется с терроризмом, и ни кому в голову не приходит, что не одна террористическая организация неспособна сама себя финансировать. Представляете, сколько нужно денег, чтобы ее содержать? То есть эти люди денег не зарабатывают, они только их тратят. Так откуда же столько террористических организаций? Вероятнее всего, существуют инвесторы, которые их содержат. У меня иногда складывается такое впечатление, что существует негласная договорённость по всему миру, что каждый должен иметь свою собственную террористическую организацию. Логически это выглядит таким образом: раз у тебя есть террористическая организация, значит и у меня должна быть собственная террористическая организация. И никому в голову не приходит, что путем терроризма решать государственные, экономические и политические вопросы, при этом не принимая в этом самостоятельно никакого участия, это очень долгий путь к достижению поставленных целей. Дело в том, что и политикам, и бизнесменам, всем нужны террористы. Политикам для того, чтобы держать в повиновение свой народ. Бизнесменам для того, чтобы бесплатно получать блага, за которые им пришлось бы платить огромное количество денег. Эта тема, на которую можно говорить бесконечно.
Что нужно понять? Что спецслужбы должны научиться работать, не нарушая прав граждан. Но в последнее время спецслужбы работают за счет граждан государств, за счет их неудобств, за счет нарушения их прав. Я в Мюнхене видел такую ситуацию: идут какие-то люди по городу, их останавливают три полицейских, ставят лицом к стене и начинают обыскивать. Я дождался, когда они закончат, и спрашиваю их: зачем вы это делаете, это же незаконно? Они говорят, что эти люди являются эмигрантами, и их нужно контролировать. И у меня возникает резонный вопрос, а нелегче их просто не пускать с страну, не давать им пересекать границу, и не нужно никого контролировать. Зачем госпоже Меркель эмигранты? Возникает бесчисленное множество вопросов. Зачем нарушать права граждан, когда эмигрантов можно просто не пускать страну? То есть, если ты знаешь заранее, что тебе придется нарушать права граждан своей страны, так зачем же ты пускаешь эмигрантов в свою страну?
Раньше у спецслужб, прокуратуры не было никаких технических средств контроля, возможностей, спутниковых систем, интернета, ничего это не было — и все работало. Сегодня ты приходишь в прокуратуру, и первый вопрос, который тебе задают: есть ли видео преступления? Разве в законе сказано, что должно быть видео? Как видите, всё сводится к какому-то очень странному абсурду, и этот абсурд называется безопасностью.
В продолжение диалога моего друга Дуайта. Я начал изучать протесты в США и собираюсь сейчас снимать фильм, который называется «Коктейль для обезьян». У меня уже собралось достаточное количество материалов, чтобы доказательно изложить в фильме, что эти протесты очень хорошо организованы. Учебники, тренинги, специальные лагеря подготовки, координация деятельности через социальные сети и пейджеры, прямое руководство и отдача распоряжений. А теперь посмотрите на то, что твориться в Америке. На языке военных это называется диверсия. Все говорят, что люди с черным цветом кожи защищают свои права – это возмутительная ложь. Поведение американских полицейских никогда не отличалось демократичностью и соблюдением прав человека. Когда мы говорим о США, то мне вообще очень сложно назвать эту страну, особенно после ее посещения, демократической. Демократия в США — это лишь иллюзия, в этой стране никогда не было демократии, там властвует диктатура капитала. США — это главное место в мире, где генерируется вся ложь этого мира. Мой друг профессор Стивен Бест посчитал какое количество раз президент США врет в неделю. Это впечатляющая цифра. Представьте себе, что после всего этого, эта нация и города почему-то должны находиться в безопасности.
В заключение я бы хотел сказать, что пока опасность для всех выгодна капиталу, пока пандемия является инструментом зарабатывания денег и решения глобальных политических вопросов, пока люди желают быть обманутыми и находиться в неведении, это будет продолжаться бесконечно и закончится очень печально.
PS.
Хотел бы обратить ваше внимание на выступление моего коллеги Ави Нардиа. Любому военному человеку совершено понятно, что это искусственная пандемия. Обратите внимание, почему тогда это не понятно ни одному политику. Все говорят о пандемии, но ни кто не говорит о том, что эту пандемию создали искусственно, и она существует в виде действительного биологического оружия. И ни один человек не написал в СМИ: ребята, давайте разберемся, а кроме внезапной возникшей пандемии от летучих мышей, есть еще какие-то версии? Во время конференция по пандемии (PALE-2020) мы говорили о том, что некоторые ученые утверждали, что любая другая версия не научна. Раз она не научна, значит она не может быть рассмотрена. И только человек, который совершенно лишен какой-либо способности к анализу, не понимает, кто это все создал.