Книга «55» – не просто результат исследования южноафриканской криминальной традиции. Здесь рассматривается феномен убийства ножом: нож – ни много, ни мало, – как культ, как «Бог», как некое «Божественное проявление». Почему в обширнейшем реестре орудий убийства некоторые выбирают именно такую, можно сказать, узкую специализацию: нож? Книга эта, притом, что написана цельно и читается на одном дыхании – конечно же, итог многолетней работы. Рассказ о ней хотелось бы начать с того, насколько долог и тернист был путь автора – ученого Олега Викторовича Мальцева и его коллег, прежде чем этот труд родился на свет.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ?
Из личной беседы:
«Всё началось с исследования человеческой профессиональной эффективности около 20 лет назад. Это очень простая и при этом очень интересная категория – эффективность. Долгие годы работы научили меня смотреть на человека отдельно с точки зрения его личных качеств и отдельно – насколько он является профессионалом в своем деле. Победа в поединке – лучшее мерило эффективности».
2016 годом датируется начало масштабного исследования южноафриканской криминальной традиции. Нельзя сказать, что Олег Викторович сосредотачивался тогда на одной только этой работе. Как и всегда, в работе научного подразделения, которым руководит Олег Мальцев, разрабатывались десятки проектов и исследований. В данном случае речь – о научном внимании к югу Африки, об одном из направлений, которое в дальнейшем органически переплелось с рядом других трудов.
Первая проблема (иначе не назовёшь), с которой в данном случае встретился экспедиционный корпус и научный отдел, – отсутствие каких-либо серьёзных и вполне достоверных источников. Была проведена выборка всех материалов по теме южноафриканской криминальной традиции. Русскоязычной литературы этого тематического круга не оказалось вообще. Из всего отобранного и проанализированного внимание учёного привлекли лишь несколько произведений на английском языке. Нужно отметить книгу «Дети Нонголоза», написанную в 2004 году профессором Оксфордского университета Джонни Стейнбергом. Хотя она даёт лишь общие представления о цифровых бандах, об их мифе, описание этого явления. Никакой конкретной исследовательской информации она не содержит, но выступает неким экскурсом, известным этапом ознакомления с миром цифровых банд Кейптауна.
Следующей была книга о «Цифрах» – труд Хизер Паркер Льюис «Гангстеры Бога». Она по сути – не что иное, как личный взгляд автора на этот вопрос. «Гангстеры Бога» – правда и ложь, смешанная на манер коктейля. При этом где правда, а где ложь – трудно сказать. В книге, кроме интервью с членами банд, ничего не содержится. Подтверждается это еще и тем фактом, что Хизер для интервью лично посещала Полсмур (тюрьму). И члены «цифр» рассказывали, как водится, что-то взаправду, а где-то обманывали, и всё это подавалось вперемежку. В этом случае отделить зёрна от плевел очень не просто. И однако же несомненно то, что книга эта – смесь правды и лжи.
Следует коснуться всерьёз книги «Гэнг Таун», написанная ученым Доном Пинноком. Профессор Пиннок один из немногих, занимающихся исследованием цифровых банд в Кейптаунском университете более 40 лет. Поэтому его книга, как социологическое исследование, заслуживает серьезного внимания. Это первая книга, в которой представлен масштабный комплексный анализ и которая поставила всё на свои места, приступила к показу правды о «Цифрах». Именно по этой причине Дон Пиннок считается сегодня одним из главных специалистов по цифровым бандам.
Второй момент, который важно отметить: на сегодняшний день около 7 крупных университетов занимаются исследованием в области южноафриканской криминальной традиции: Стэнфордский, Оксфордский, Колумбийский, Ельский, Кейптаунский и другие; и это только те университеты, с которым непосредственно соприкоснулся Олег Викторович в ходе научной работы. Со многими профессорами этих университетов, такими как Дон Пиннак, и Джонни Стейнберг ученый Олег Мальцев беседовал лично.
Третий момент. Одним из базовых принципов цифровых банд является обман – «не обманешь, не проживешь». Это их – их умонастроение, образ жизни и политика. И все то, что вы встречаете в средствах массовой информации этого тематического круга, начиная от документальных фильмов и заканчивая частными постами в социальных сетях, по большей степени – вымысел, фейковые репортажи. Красивая сказка для внешнего мира, постановщиками которой являются сами представители цифровых банд. Главы этих банд, зная о погоне СМИ за сенсациями, поставляют на своеобразный этот рынок свой товар: только то, что хотят показать. Всякий легко вообразит, какие именно материалы поступают к читателю, слушателю и зрителю, если узнает о том, что у них президент страны является членом банды 26-х. И находя в Интернете фильмы, книги и даже людей, готовых вам поведать об этих «подвигах», пожалуйста, имейте в виду: всё рассказанное не будет соответствовать действительности. И стало быть, эти публикации не могут служить материалами объективного научного исследования.
Четвертый момент: «люди из той среды и внедрение».
Примерно 2-3 года назад Олег Викторович познакомился с Мастером ножа в стиле Кейптаунских «цифровых банд» Ллойдом де Джоном, который согласился стать его учителем. Из бесед и уроков со своим учителем и исследователем Южноафриканской уголовной ножевой традиции мистером Ллойдом, из совместных тренировок и прежде всего практических занятий с ножом, была написана книга «Черная смерть». В ней, на этапе исследования, изложен остов техники и элементы сердечника. Ведь криминал Кейптауна наносит удары не только ножом, но еще и руками, ногами, локтями, головой и прочими частями тела, – все эти подходы продемонстрированы в исполнение Ллойда и изложены на страницах книги. Надо отметить, что гангстеры Кейптауна не обладают таким техническим арсеналом, как Ллойд, который более 20 лет изучал всё, что с ними связно, прошёл все улицы Кейп-Флэтс для того, чтобы собрать эти технические элементы. Книга «Черная смерть» – результат исследований юридической экспертно-криминалистической группы и, по сути, является очерком юридически-криминалистических исследований.
Уже после такой объёмной работы Олег Мальцев пишет следующую книгу – по тактике обучения стилю Кейптаунских «цифровых банд» – «Черную логику». После повторного курса со своим учителем Ллойдом де Джоном, который демонстрировал более высокий уровень работы с клинком и действий самих 27-х, выходит книга «54» – по тактике применения и реализации этого стиля. Такая научно-практическая работа позволила уже сформировать довольно серьезное представление о феномене «цифровых банд».
Пятый момент. Параллельно выше описанной работе реализовывался журналистский проект «No Step Back» («Ни шагу назад»), который был создан совместно с газетой «Нераскрытые преступления». Этот проект был непосредственно посвящён изучению эффективности в поединке. В рамках этого проекта было взято более 1000 интервью у мастеров боевых искусств по всему миру. Такая богатейшая выборка также позволила глубоко разобраться в вопросе эффективности воинских систем.
Помимо формирования среды, в рамках которой можно было исследовать феномен эффективности, был также применён такой научный метод исследования, как «метод исключения». В чём заключается особенность данного метода? Представьте себе, как пример, что однажды Вы приняли решение изучать интересующий Вас вопрос: будь то «как делать деньги?» либо «каким образом построить дом». Прежде чем приступать к реализации – к самой постройке дома или практике заключения сделок и контрактов – первым делом полезно задаться вопросом «А кто это делал ДО меня?» Другими словами, изучить практику работы предшественников в интересующем вас вопросе, поработать с историческими материалами, с трудами коллег, различных учёных, которые тоже, до вас, задавались аналогичными вопросами. Что мы «исключаем» таким образом? Во-первых, данная работа непременно расширяет кругозор и позволяет быстрее разобраться в искомом вопросе. Во-вторых, этот этап позволяет впредь «не повторяться» в собственном исследовании, поскольку учитывается практика экспертов, коллег, учёных из сопряжённых областей. В-третьих, метод исключения позволяет изучить как «наработки и достижения», так и выявить «слепые зоны и чёрные дыры» исследуемого поля. Нередко в ходе научного изыскания бывали случаи, когда после этапа исключения практики предшественников, цель и даже вопросы самого исследования несколько изменялись. И, безусловно, «метод исключения» позволяет разграничить слухи от фактов или разделить «зёрна от плевел». Не секрет, что сегодня достаточно немало фейковой (поддельной) информации представлено как в интернете, так и за его пределами; соответственно, метод «исключения» позволяет впоследствии оперировать фактами и действительными категориями вместо домыслов и частных соображений.
Пройдя этап «исключения», Олег Викторович Мальцев в качестве ключевого подхода к исследованию южноафриканской криминальной традиции применил один из самых мощных, и даже опасных методов – погружение в среду. Сделаем несколько шагов в сторону, чтобы образно представить модель погружения в среду. Итак, как она выглядит? Представьте себе «среду криминала юга Африки» как некий неведомый океан. То, что вас интересует, как учёного – находится где-то в толщах этого океана, который, к слову, не выглядит дружелюбным. И вот, вооружившись инструментарием исследования – маской, аквалангом, камерой – вы начинаете погружение в этот океан по определённой системе. Стоит ли говорить о необходимости наличия карты, норм техники безопасности при погружении? Пожалуй, да, особенно принимая во внимание, что на кону – собственная жизнь, ведь предмет «океанического исследования» – не устройство мандарина, но южноафриканская криминальная система.
Так началось таинство работы со средой – погружение в мистическую и мало изученную субкультуру, и в этом ключе была проделана колоссальная работа. Методика учёного дала возможность собрать обширную инсайдерскую информацию, документальные свидетельства, как аналоговые фотографии, таки и видео, – кадры, наглядно демонстрирующие, как живут и чем дышат «цифровые банды». На сегодня ни один научно-исследовательский институт такими материалами не располагает.
Приведу цитату из книги Дона Пиннока «Гэнг Таун», из главы «МЫ и ОНИ», убедительно демонстрирующую строгость философии этих банд. На вопрос о том, кто же, собственного говоря, такой – член банды, отвечает словами одного из гангстеров: «Это мы, а все остальные – это они». Сие и есть, можно сказать, философией строгого разграничения: имеется только два мира. И всё, и точка. И включаясь в эту субкультуру, принимая такую «доктрину», вы должны стать только и исключительно этими самыми «МЫ». И тогда вы станете своим, будете посвящены в тайны корпорации. И что особенно важно, вы узнаете о том, что уйти из банды означает только одно: уйти из самой жизни. можно только в деревянном ящике. Если же судьба оставит вас, так сказать, в миру, вне банды, присоединит вас к «ОНИ», вы сможете получать представление обо всём этом из СМИ. То есть, располагать занятной сказкой, как и все творения подобного жанра, не имеющей к правде жизни ровно никакого отношения.
Как гласит метод альтернативной отрасли – всегда есть люди, которые делают определенные вещи лучше, чем ты. Известно, также, что наукой должны заниматься ученные. Но выяснилось, что ученые не так уж и много знают об этих бандах, об их жизни и быте. С другой стороны, обнаружились люди вне науки, которые разбираются в этом вопрос досконально. Профессору Мальцеву удалось таких людей найти, плодотворно пообщаться с ними, и при этом сохранить с носителями этой ненаучной и вполне правдивой информации хорошие отношения. Однако это уже, сами понимаете, информация строго конфиденциального порядка…
НЕ ОЧЕВИДНО, НО ФАКТ
Они убивают так, что им невозможно противостоять, и это высший уровень мастерства.
Феноменальность этой уникальной Южноафриканской криминальной традиции заключается в ее неуязвимости и крайней неожиданности для противника. При этом, у них существует 3 банды: 26-е, 27-е и 28-е. У каждой из них есть свои правила и ритуалы, а также своя тюрьма и весьма своеобразная жизнь на улице. Например, поединок на ножах, убийства, схватки и исправительные учреждения, что также подтверждается и многочисленными полицейскими отчетами. Если нарушаешь закон их бытия, можешь не сомневаться: тебя очень быстро телепортируют на тот свет. Вы нигде не встретите ничего подобного. Скажу больше: устой и структуру «цифровых банд» невозможно скопировать – они неповторимы. Они просто есть. Знаете, такое впечатление, что кто-то когда-то обронил семя на Африканскую землю и там пророс и возник «нещадный» город-сад. Но исторический эпос происхождения традиции и ее связи с величайшими мастерами фехтования очень подробно изложены в самой книге «55». По факту же, видимая сторона дела – крайняя эффективность этой системы.
Для числовых банд Кейптауна нож – это Бог.
Отдельное внимание в книге «55» отведено предпосылкам формирования психологии киллера: что толкает человека стать именно таким. Олег Мальцев помимо всего является кандидатом психологических и философских наук, что позволяет ему смотреть на феномен убийства одновременно с разных сторон. Очень многие люди смогли бы убить человека пистолетом, но не каждый способен убить ножом – нужно обладать совершенно другой степенью решимости, другими человеческими качествами. Для того, чтобы человек совершил убийство ножом, должны наличествовать определенные условия, должна быть соответствующая духовно-психологическая составляющая, то есть человеку, который убивает ножом, необходимо находиться в определенном состоянии. Еще один важный момент – без умения просто взять нож и совершить убийство не получится, для этого необходим навык. Следовательно, навык этот где-то нужно оттачивать, прежде чем идти на убийство, где-то и на чем-то должна производиться определённая техническая подготовка. Интересен и тот факт, что из всех 26-х, 27-х и 28-х только 27-е являются именно убийцами, при этом все свои преступления они совершают исключительно ножом. Вообще, нож в Южноафриканской криминальной традиции, как уже сказано – своего рода культ, это их основное оружие.
Вопрос же о том, почему человек выбирает специализацию – убийство ножом, был рассмотрен Олегом Викторовичем также и при помощи ряда проективных тестов, таких как тест Сонди и тест профессионального ориентирования Мартина Ахтниха. В одной из глав книги «55» результаты этих двух тестов подробно расписаны.
Разумеется, на самом деле книга «55» не могла быть написана только благодаря одному исследованию по южноафриканской традиции. И она не увидела бы свет, если не предыдущая многолетняя работа ученого Олега Мальцева: проведенные исследования в области испанского фехтования, в области многих других воинских систем; полностью восстановленное неаполитанское фехтование; переведенные на русский язык множества величайших трудов древних мастеров холодного оружия; если бы….. Как вы понимаете, уважаемый читатель, «если бы не было» можно перечислять очень долго. Но главное – результат, а он получился благодаря проведенной работе такого масштаба, уровня и значения, что этого хватит еще ни на одну книгу.
Еще один феномен, который мы можем сегодня наблюдать на юге Африки, и это определенно явление мирового уровня. Речь – о работающих механизмах власти. Некто очень давно прибыл на эту землю, создал там такую организацию, которая по сей день успешно функционирует. И этот некто обладал очень высоким уровнем знания, чтобы сконструировать и запустить подобное. Вы только представьте: каким-то образом на территорию «Х» пришли люди «Y» и сделали эту территорию себе соподчинённой. Мало того, сделали это настолько качественно, что все века эта система работала и продолжает работать бесперебойно. Те, кто все это создавали, уже давным-давно умерли. А система продолжает функционировать и без них. Бесперебойно…
Книга «55» – венец междисциплинарности. Сегодня ученные чаще всего не могут себе позволить работать на стыке даже трех наук, то есть две науки – это уже много, например, психология и философия, это уже сложно. А представьте себе такой исследовательский аппарат: когда наук 9, и когда этот диапазон совершенно разнонаправленный, от криминологии и адвокатуры (изменение норм права с XVII века по современность), до тончайших психологических категорий и применения таких сложных инструментов, как проективных тестов Сонди, Ахтниха и тд. Все эти элементы применялись непосредственно для того, чтобы ответить на поставленные вопросы и исследовать такой феномен, как Южноафриканская криминальная традиция. И в книге «55» профессор Мальцев отвечает на эти вопросы и показывает это явление с 9-ти точек. В некоем роде эта книга является промежуточной, поскольку на следующий год уже запланирована совместная работа Олега Мальцева и доктора юридических наук Александра Саинчина по изданию монографии о психопортрете наёмного убийцы, то есть киллера. Как раз научно-популярная книга «55» и предваряет написание данной монографии, так сказать является подготовительной.
Из личной беседы с PhD Олегом Мальцевым:
«Я провёл работу посредством научно-исследовательской разведки с целью глубинного криминологического и психологического исследования преступности Кейптаун и выявления глубинных психологических причин существования «цифровых банд» – 26-х, 27-х и 28-х. Исследование без преувеличений многомерное, поскольку ставит вопрос о том, как эти организации возникли, как они функционируют и почему до нынешнего дня существуют, что самое важное. Опыт подобного рода организаций даёт огромные возможности для исследовательской работы как в области экономики и менеджмента, в области понимания психологии или туманного «человеческого фактора», так и в области борьбы с преступностью».
Повторюсь, эта книга не только о южноафриканской криминальной традиции, она и о механизмах власти, и о жизни, и самое главное – она об эффективности. За страницами этого произведения – проделанный Олегом Викторовичем на протяжение 10 лет труд, настоящий экскурс в историю от XII до XXI века. Таким образом, уважаемый читатель, вы получаете возможность погрузиться в среду южноафриканской криминальной традиции, пройтись по дорогам и тропинкам исследования, увидеть, как наяву, всю жизнь этой субкультуры. И что немаловажно, всё это – с полнейшей для себя безопасностью. Выход книги «55» планируется на декабрь 2019 года.