«В нас течет их кровь…»

Именно такой ответ получил академик Олег Мальцев в свое время от одного калабрийца, когда –  в рамках исследования философии Юга Италии – спросил его о смысле известной южно-итальянской легенды о трех рыцарях-тамплиерах: Оссо, Матроссо и Карканьессо. Это очень старая история, которая пересказывается из поколения в поколение. Что предполагает, по мере отдаления от корней, и некоторые метаморфозы: начальный вариант  никто уже достоверно не помнит. Но очень многие южные итальянцы верят в то, что в их жилах по-прежнему течёт кровь этих трех рыцарей.

Сам Юг Италии  –  явление древнее и легендарное; 3000 лет на этом небольшом клочке земли почти безостановочно лилась кровь, что хранит классическая история этого региона. И весомую её часть составляет южно-итальянская криминальная традиция в лице трех организаций: Мафии, Ндрангеты и Каморры, берущих свое начало в глубине веков. Действуя в  рамках 5-летнего исследования криминальной традиции Юга Италии, академик Олег Мальцев впервые в мире комплексно описал философию региона и каждой из этих организаций в отдельности. Так, подходя к   философии Ндрангеты с исследовательской точки зрения, Олег Викторович работал на Юге Италии, а также в Германии, в Испании и в Греции. Ученый исследовал мировые криминальные традиции. И в рамках научной монографии «Философия Юга Италии», презентация которой состоялась в феврале 2020 года в Киеве, предоставил стройную систему доказательств того, как же выглядела философия Ндрангеты.

Важно понимать, что философия Ндрангеты отличается от всей философии Юга Италии, хотя и является лишь ее частностью. И потому рассматривается отдельно, с учетом присущих ей исторических периодов зарождения и развития, ее конструкции, изменений почвы и среды. И первое, с чем столкнулся украинский ученый, приступая к исследованию философии Ндрангеты, –  амальгама (амальгамная система, внутри которой заложен как некий миф, так и определенные механизмы, которые позволяют этот миф адаптировать, распространять, тиражировать, делая его понятным для всех). Говоря языком памяти, «амальгама» – это восприятие мира на уровне прототипа (когда применяется логика прототипологии, а не логика сознания или какая-то другая логика, о чем более детально описано в статье).

Древняя  легенда о трех рыцарях-тамплиерах и сегодня  достаточно популярна на  Юге Италии, но представляет лишь «официальную версию», которой удобно придерживаться.  Тем самым сохраняются в тайне изначальные легенды, лежащие в основе зарождения и жизнедеятельности одной из самых могущественных криминальных организаций современности – Ндрангета.

Одной из особенностей философии Ндрангеты как раз и является то, что амальгамы в этой калабрийской криминальной традиции являются тайными, скрытыми от  посторонних  глаз. Именно поэтому было крайне тяжело исследовать эту организацию: амальгама, которая выставляется напоказ – о трех рыцарях-тамплиерах Оссо, Матроссо и Карканьессо – общепринята не только для Ндрангеты, но и для всего Юга Италии. И Ндрангета всячески пытается всех уверить в том, что никакой другой амальгамы у нее нет. К примеру, Мафия в свое время пошла путем создания такого персонажа как «крестный отец» Марио Пьюзо. Говоря о Каморре, целый кинематограф «трудился» в Неаполе, снимая достаточно много художественных фильмов, популяризирующих каммористов на весь мир. При этом заметим, Ндрангета не создавала художественных произведений о себе.  И  до сего дня никто даже и не пытался снять фильм про Ндрангету.

Самая известная, как уже сказано,  амальгама о трех рыцарях – Оссо, Матроссо и Карканьеоссо – крайне близка и Ндрангете: легенда о трех тамплиерах, острове Фивиньяна, старой бурбонской тюрьме Святой Екатерины и многом другом. Но важно понимать, что Ндрангета – это три народа, связанные между собой и родственно, и клятвой крови (о чем более детально сказано  в монографии «Философия Юга Италии»). Поэтому амальгама о трех рыцарях-тамплиерах лишь «выставлена на показ»: ее рассказывают в разных интерпретациях и разных вариантах. Эта история парадигмальная. Другими словами, существует некая парадигма, с которой просто согласны все три организации Юга Италии: Каморра, Ндрангета и Мафия. И на эту легенду особо никто внимания не обращает, поскольку она есть, давно описана,  всем привычна и понятна.  И все они каким-то образом связаны этой амальгамой между собой. Так, легенда гласит о том, что Мафия, Каморра и Ндрангета вышли из единого истока –  Испанской империи. Оссо, Матроссо и Карканьессо были тремя испанскими рыцарями-тамплиерами, которые пострадали, защищая честь своей сестры. Идея этой амальгамы состоит в том, что у трёх братьев была одна сестра. И некий человек обесчестил ее. Братья отомстили за ее поруганную честь, убив насильника их сестры, за что были посажены в самую суровую тюрьму на 30 лет – в «замок Святой Екатерины» на острове Фавиньяна. И якобы в недрах этой старой бурбонской тюрьмы родилась организация, которая за 30 лет нахождения там составила Кодекс чести, правила владения оружием и другое. И эти три брата (Оссо, Матроссо и Карканьоссо) являются основателями трех организаций – Мафии, Ндрангеты и Каморры.

К слову, в связи с этой легендой неизбежен ряд вопрос, поскольку в декабре 2019 года академик Олег Мальцев вместе с Экспедиционным Корпусом посетили и исследовали остров Фавиньяна в рамках Экспедиции в Реджио-ди-Калабрия, и видели своими глазами эту старую бурбонскую тюрьму «замок Святой Катерины». Замок стоит на горе и совсем не похож на тюрьму и не очень удобен для этой цели. Скорее это – некий НП, удобный наблюдательный пункт. Он же КП – пункт командный. Хотя живучая легенда именно такова.

 
Старая бурбонская тюрьма «замок Святой Екатерины». Фото: Олег Мальцев, журнал «Экспедиция»

 

Следующая часть легенды  повествует о том, что на острове Фавиньяна стоит сад. Внутри этого сада находится Древо познания, а ворота стерегут 2 льва. И эти ворота «приоткрыты». То есть, человек может войти туда (в сад),  а может и не входить. Это его личное дело. По сути, «можно войти в приоткрытую дверь и идти  к Древу познания», как гласит легенда, а можно и не входить, и остаться вне всего  этого. Но важно помнить, что если человек войдёт в этот сад, за эти ворота, то назад выхода уже нет. И тот, кто желает войти туда, также об этом знает заранее.

На деле, для Ндрангеты наиболее важными являются 4 амальгамами, которые непосредственно связанны с построением этой организации. Это амальгама о  Мадонне Ди Польси, амальгама о Франческо Ди Паола, амальгама об Архангеле Михаиле и амальгама об Убиенной Деве Виллардита (4 фигуры святых, которым  молятся в храмах). В силу этого, выстраивая парадигмы, можно разместить эти амальгами в иерархии, согласно трем уровням этой организации. Таким образом, есть уровень, в котором Мадонна Ди Польси является главной святыней; и уровень, для которого Франческо Ди Паоло – главный чудотворец; уровень Архангела Михаила – наивысший уровень в структуре Ндрангеты. При этом существует еще одна амальгама –  об Убиенной Деве Виллардита, которая связывает все эти амальгамы в единую конструкцию.

Мадонна Ди Польси, Франческо Ди Паоло, Убиенная Донна Виллардита.Фото: Олег Мальцев, журнал «Экспедиция»
 

 

В силу этого существуют 4 отдельных амальгамы Ндрангеты. И некой научной интерпретацией этих амальгам являются уже написанные академиком Мальцевым книги, являющиеся результатом его исследований Юга Италии. Это «Обманчивая тишина»«Мина замедленного действия» и «Мой Бог Франческо Виллардита».

 
«Обманчивая тишина», «Мина замедленного действия», «Мой бог Франческо»

 

Важно отметить: Архангел Михаил для Ндрангеты – это самая главная фигура Европейского мистицизма.  В амальгаме Архангелу Михаилу отведена очень важная часть –  рай. Как выглядит он с точки зрения Ндрангеты? Это рай, в который человека ведёт Архангел Михаил, и он совсем не похож на тот библейский рай, который описывают в христианстве. В силу этого амальгама Архангела Михаила – это отдельная, очень непростая тема исследования, которое еще предстоит и чему будет посвящена отдельная исследовательская работа.

Необходимо отметить –  несмотря на то, что настоящие амальгамы Ндрангеты являются тайными, а напоказ выставлена легенда о трех рыцарях – как некий предохранитель организации, у этой криминальной традиции есть и определенный второй предохранитель. Несмотря на то, что настоящие амальгамы этой организации скрыты, калабрийцы очень любят разные истории из далекого прошлого, и выдают их за амальгамы.

К примеру, в небольшом калабийском горном городе Фьюмефреддо есть история о том, что когда-то, много веков назад, один парень решил сосватать девушку из  знатной семьи. Он пришел просить ее руки и его приняли очень достойно. Родители согласились на брак. Был назначен день свадьбы. И когда непосредственно происходила церемония, три брата этой девушки на свадьбе не присутствовали. Они, как бы, заболели. При этом они в этот самый момент едут в дом жениха и сжигают имение, убивают там всех. Когда свадьба закончилась, молодые отправились в имение мужа. Но увидели лишь пепелище. Все были убиты. Им было некуда деваться, и они вернулись к родителям жены. Те были рады тому, что дочка из дома никуда не уходит и зять теперь находится рядом с ними. Все в порядке, и глава семьи – Капо Бастоне доволен. По сути, в этой истории описана вся Ндрангета:  все должно оставаться внутри семьи. Поэтому раньше подобного рода истории происходили нередко (жгли поместье своего зятя, для того, чтобы дочка вернулась обратно домой уже вместе с мужем, и все жили одной ндриной). И это лишь пример одной такой истории; если все подобного рода существующие истории собрать воедино, можно издать книгу таких «калабрийских историй».

Другой вариант: в Калабрии существуют те, в которых жаждущие души требуют отмщения. Калабрия просто изобилует историями о том, что кто-то в былые времена захватил замок высоко в горах, убил там всех людей, включая хозяина замка, графа. И теперь этот замок пустует, и по нему бродят привидения. И особенно в хмурые дни там слышны крики графа и его сыновей, души которых требуют отмщения…

Еще одной разновидностью историй амальгамного типа в Калабрии являются города-призраки. Калабрия изобилует городами-призраками. Что это такое?  Город, в котором люди не живут. Он стоит в горах, безлюден. По этим городам можно ходить, фотографировать на улицах и т.д. И надо сказать, что их можно легко найти в Интернете.

Города-призраки, не только исключительно калабрийское явление. К примеру, в провинции Палермо также существуют города-призраки, но их значительно меньше. Также нельзя сказать, что это исключительно южно-итальянское явление. Олег Викторович Мальцев во время экспедиции в регионе Тоскана встречал  подобного рода явление. Оно существует там, но значительно в меньшей степени, чем на Юге Италии.  Самая большая концентрация таких городов-призраков расположена именно в Калабрии, и этот факт не менее интересен. При этом, если другие города-призраки сохранились плохо (почти  руины), то калабрийские города-призраки сохранились в очень хорошем состоянии.

Рассмотрим еще один момент. Есть  легенда, которая повествует о том, что Мать (Дева Мария) вытащила из себя 7 ребер, пожертвовала ими. Эти ребра обрели статус «тайных имен», и породили структуру организации Ндрангеты. Такая же легенда есть и у каморристов, гласящая о жертве матери в виде 7 ее ребер, которые породили 7 тайных имен.

Обратите внимание на то, что в Калабрии существует два слова, которые можно увидеть везде и повсюду. Они встречаются в любом городе, в любом месте. Так, в Калабрии нет города, где бы не стояла «Церковь Матери». И в Калабрии нет такого города, где бы ни было «улицы Смирения», которая ведёт к этой церкви. При этом, церковь матери порой может называться и «Храмом семи тайных имен».

Рассматривая это явление с точки зрения исследования философии, можно сказать, что люди, которые идут по этой улице Смирения в Храм Матери, на самом деле не идут к «ней», а «вышли из неё», поскольку согласно легенде мать отдала свои рёбра. Именно отсюда такие люди называются «рыцарями смирения». Следовательно, ндрангетисты и каморристы являются рыцарями смирения. При этом, мафиози не являются рыцарями смирения. Таким образом, Калабрия, Апулия и Неаполь –  территория «рыцарей смирение», регион тех «людей, которые вышли из Храма».

Идея «людей, вышедших из Храма» совершенно не нова. Это идея рыцарского ордена тамплиеров. Орден тамплиеров именно тем и отличается от всех других орденов: принято считать, что они вышли из Храма. И это очень ярко запечатлено в прототипологии Ндрангеты. Более простым языком это можно описать следующим образом. К примеру, когда человек входит в  храм, свет там проникает в помещение только из окон. Но в определенный момент приходит священник этого храма и включает там свет. И в этот момент у посетителя храма замирает дыхание: «из скалы, с самого верха по обугленным раскалённым ступеням ступает громадный Архангел Михаил» (по сути, перед человеческим взором предстает огромная написанная картина, висящая на стене, но она настолько реалистична, что оживает прямо на ваших глазах). И впечатление создается такое, что Архангел Михаил действительно приближается, и прямо сейчас сойдёт на землю…

Архангел Михаил, фотография журнала «Экспедиция»

 

Ндрангетисты – мастера подобного рода «демонстраций». И в этом нет ничего удивительного. Их отец-основатель, командор ордена Иисуса Христа Иеронимо Санчес де Карранза говорил о том, что «всё постигается через демонстрацию». Они – последователи этого человека, хорошо образованы и прекрасно знают, как достигается подобного рода эффект. Поэтому храмы построены таким образом, что приводят человека в трепет.

Необходимо сказать, что Архангел Михаил является главной святынью Ндрангеты. И в этом легко убедиться. В Калабрии нет такого места, нет ни одного сантиметра территории в этом регионе, где бы ни стоял Храм Архангела Михаила. Храмов Архангела Михаила настолько много, что, по сути, они преобладают в Калабрии повсеместно.

Отметим еще один момент. У Ндрангеты нет героев. Там никто не почитает воинов, их имена и так далее. У Ндрангеты все герои неизвестны, и причина тому проста. В этой криминальной традиции принято говорить, что «все должны быть героями». Согласно философии ндрангетиста, быть героем или проявлять героизм – это нормальное состояние человека. Так должно быть. «И если вы не герой, значит вы не человек». Уместно припомнить: у древних греков (а их мифы переняли древние римляне) герой – сын бога или богини  и земной женщины. Он был знаменит, силён, дерзок, но – смертен. У ндрангетистов  герои – люди целиком земные. У Ндрангеты получается очень хорошо лепить подобного рода личностей, способных на поступки  настоящих героев,  в отличие от всех других криминальных организаций.

На самом деле, история создания этой организации датируется 1860 годом. Так, официальные документы появляются в 1860 году, когда первый человек дает показания в суде о существовании некой организации, которая называется «Печотерия». Но, как говорит друг и коллега академика Мальцева, один их самых известных экспертов в области южно-итальянской криминальной традиции профессор Антонио Никасо, 1860 год – это не начало существования Ндрангеты. Поскольку до этого периода есть архивные документы, из которых совершенно достоверно известно, что в Калабрии ранее точно существовало определённое количество семейных школ фехтования,  которые и явились остовами этих криминальных организаций. И тайны, которые раскрывает эта калабрийская криминальная традиция перед мировым сообществом уже на протяжении более 400-х лет, открываются постепенно. У Ндрангеты, вероятнее всего, существует еще огромное количество тайн, которые никто по сей день не знает.  И тот небольшой объем данных, который известен о Ндрангете на сегодня, еще больше подтверждает, что вся информация об этой организации засекречена. Но даже самая секретная вещь рано или поздно пробивается наружу. Ибо сказано: «Нет ничего тайного, чтобы не стало явным…»

Источник: ЛІТЕРАТУРНИЙ ВІСНИК ГРУШЕВСЬКОГО

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.