Методология и план исследования субкультур — тема 2-й дискуссионной панели международной конференции «Нарисуй субкультуру». На обсуждение вынесены 2-а вопроса. Для ответа на них были приглашены исследователи и ведущие эксперты из разных стран мира: Dr. Олег Мальцев (Украина); Dr. Дуглас Келлнер (США); Dr. Стив Дженнаро (Канада); Dr. Михаил Минаков (Италия); Фил Коэн (Британия).
Представляем вашему вниманию доклад академика Олега Мальцева.
Проблемы выбора подхода к исследованию субкультуры.
С моей точки зрения первый вопрос этого дня довольно прост, и я бы хотел начать доклад с небольшой истории. Когда я начинал исследовать криминальные субкультуры, мне очень импонировали люди, которые давали мне много советов, при этом никогда самостоятельно не исследовав ни одной субкультуры. Как выглядят такие люди? Вероятнее всего вам они тоже известны: они сидят в своих кабинетах, вальяжно потягиваются, тянут с полки книги по нужной им теме и, используя разного рода лингвистические цепочки, переписывают чужие мысли.
Когда я работал над своей первой книгой по исследованию субкультур (она называется «Компас судьбы»), то я попытался изложить в ней те вещи, навыки, которыми должен обладать человек, для того чтобы проводить качественные исследования любой субкультуры. На этом этапе работы возникла первая проблема: недостаточно исследовать субкультуру, будучи ученным в какой-то одной научной дисциплине. Для того, чтобы проводить исследования в этой области, нужно быть внутри самой субкультуры. Здесь наблюдение со стороны ничего не даст. Именно этому и посвящена моя первая книга. В то время я еще не писал о проблемах методологии.
Когда я исследовал реальные криминальные структуры, то очень многие люди удивлялись тому, как у меня получается доставать информацию, предоставлять доказательства и выводить технологи. Все, что я на это говорил, что для того, чтобы проводить такие исследования, недостаточно быть ученным, необходимо обладать большим количеством навыков для такой работы.
В прошлом году совместно с профессором из Украины Виталием Луневым была написана вторая книга — «Философия юга Италии». Мне очень хотелось, чтобы другой ученый не только посмотрел на то, как по настоящему проводятся подобного рода исследования, но и принял бы непосредственно участие в такой работе. Это подобно тому, когда группа профессиональных альпинистов планирует восхождение на гору и берет собой кого-то из гостей, чтобы показать как все происходит. Калабрийская экспедиция 2019 года была очень непростой и сильной, но это никого не испугало. От этой поездки Виталий Евгеньевич получил огромное удовольствие. Результатом нашей совместной экспедиционной работы и стала монография «Философия юга Италии».
Проблема, с которой мы столкнулись при написании этой книги, заключалась в методологии. Дело в том, что когда мы начали исследовать философию юга Италии, то выяснилось, что такой работы до нас никто не проводил. Каждый ученый ,который до нас писал об Италии, затрагивал вопрос философии лишь косвенно, не проникая в глубину. Мы стали первооткрывателями — с одной стороны это хорошо, а с другой — не было никакого материала, за который мы могли бы зацепиться. Нам пришлось разрабатывать исследовательскую методологию с самого нуля. Данная методология подробно изложена в монографии.
Во время последней экспедиции в Хорватию мы говорили о тактических и психологических проблема исследования субкультур. Результатом серии наших бесед в виде моих лекций стало методическое пособие о том, как исследовать субкультуры. Называется книга точно также, как и наша конференция — «Нарисуй субкультуру».
Довольно часто многие люди выдают исследования некой группы за исследования субкультуры. Я всегда говорю, что когда вы проводите исследование определенной группы, это еще не значит, что вы исследовали субкультуру. Вы исследовали одну группу, а их может быть 20, и все они будут частями одной единой субкультуры. И те 19 групп, которые вы не изучили, могут сильно отличаться от той одной, которую исследовали. Представите себе шар, который состоит из 20 элементов, и все вмести это некая «Х» субкультура. Получается, что взяв только 1 элемент, вы получаете небольшую часть информации и не видите всей картины. Следовательно, ваши выводы уже будут ошибочными. Например, рассмотрим русскую криминальную традицию. Если вы будете изучать только северную часть этой традиции и исключите исследования южной и центральной частей, то вы получите только часть данных. Потому как северная традиция не равна южной и центральной. Исследуя ту или иную часть, вы сформируете представление только о некой субкультуре севера в конкретной точке. К чему я это все говорю? Иногда попросту недостаточно одного исследования, иногда это целая серия исследований для того, чтобы понять общую картину.
Напоследок. За время своей научной работы я не раз убеждался, что исследование любой субкультуры сильно связано с серьезными финансовыми затратами. Следуя методике вам придется погружаться в объект исследования, и это не подразумевает сидение в кабинете. Вероятно, вам придется длительное время находиться в разъездах, бороздя между континентами. А следовательно, вам необходимо как-то работать, на что-то жить. Я думаю, что финансирование — это одна из самых важных проблем, которая для многих исследователей является очень серьезным сдерживающим фактором.
Скачать книгу
План исследования субкультур: от идеи до завершения исследования, от мифологического и религиозного до научного и философского мировоззрения.
Второй вопрос, в общем-то, всегда будет вызывать наибольшее количество дискуссий между учеными. Когда речь заходит о подходе, то сразу появляется огромное количество мнений: антропологическое, социологическое, акторно-сетевая теория и тд. Вероятнее всего, все эти теоретически разговоры хороши для сидящих в кабинетах.
Расскажу небольшую историю о том, почему все эти теории не работают. Я оценил шутку профессора Дугласа Келлнера по поводу моей принадлежности к русской криминальной субкультуре. У нас говорят, что у любой шутки есть только доля шутки. Для людей, которые уже много лет со мной работают, давно не секрет, что какую бы криминальную субкультуру я не начал изучать, ровно через полгода я уже становился полноценным адептом этой субкультуры. По результатам своей работы я пишу книгу, и на этом все заканчивается. То есть завершается исследование, и вроде как я уже и не принадлежу к этой субкультуре. При этом, к тому времени я могу уже заниматься другим исследованием и принадлежать к другой криминальной субкультуре.
Насколько лет назад я начал изучать криминальную субкультуру Юга Африки. В свое время это было культовое место для работы антропологов, социологов и других ученых. Достаточно посмотреть на то, какое количество работ было написано на тему криминальной традиции юга Африки. Прежде чем приступить к работе, я был вынужден перечитать все, что когда-либо было написано об этом. В это же период времени я познакомился со множеством потрясающих ученых, работающих в разных уголках земного шара.
Некоторых из этих ученых и авторов книг живут в самом сердце криминала этой субкультуры в Кейптауне. Свою исследовательскую работу они проводили в полевых условиях, видя все своими глазами. Их труды мной также были изучены. Когда я приступил к исследованию, мне встретился человек из этой субкультуры. Во время одной из наших первых вечерних бесед я спросил, читал ли он книги, которые написало множество научных деятелей об этой субкультуре. Он сказал, что читал их все и все, что в них написано, выглядит очень смешно, и что люди, которые это писали, не имеют не малейшего представления о том, что они говорят. Причина заключается в том, что люди, которые изучали и писали свои работы, специализируются в одой лишь плоскости, а, следовательно, и их исследования лежали в плоскости социологии, антропологии, журналистики и т.д. И каждый раз эта субкультура их обманывала.
Субкультура Юга Африки настолько организованная, сильная, мощная, что она может себе позволить иметь собственные службы, которые обманывают всех вокруг, выставляя всегда ту информацию, которую они считаю нужной. И подавать информацию под тем углом, под которым она не только зайдет, но и будет воспринята так, как им нужно.
Я не знаю, какую задачу мы как ученые перед собой ставим – понять, что это такое как явление или просто написать работу какую-то, но если мы хотим действительно исследовать эту организацию или субкультуру, то нам в любом случае придется идти внутрь. Но зайти внутрь субкультуры — это лишь пол дела, потому как даже попав туда, мы можем не получить той научной информации, которая нам необходима. Важно еще понимать, что глубокое погружение в субкультур очень опасно, в какой-то момент времени вы превращаетесь в одного из тех, кто живет этим. И когда вы в это погружаетесь и превращаетесь в это, то вам нужно потом каким-то способом выйти из всего этого. Вам нужно понять когда нужно выходить.
Когда я изучал Палермитанскую мафию, то в определённый момент времени я начал себя ловить на мысли, что итальянское государство и правительство — это исчадие ада. Это и есть та грань, когда нужно выходить. Можно подождать 3-4 месяца и опять возвращаться к работе. Я еще раз говорю, что знание одной науки философии, антропологии и т.д, здесь не поможет, тут необходимо проводить исследование на стыке наук.
За 30 лет исследований разных организаций, в том числе исторических, которых сегодня не существует, я пришел к выводу, что человечество до сегодняшнего дня ничего нового не придумало. Возьмете книгу «Нарисуйте субкультуру», там есть глава «Формула 10 +/-». В этой глава описано, что все субкультуры берут свое начало в 10 блоках: 5 блоков постоянные и 5 переменные. Если мы двигаемся вниз, то увидим синтез. Эти 10 блоков, синтезируясь между собой, могу создавать любые новые субкультуры. Это некий конструктор всех субкультур в мире. За всё время я не встретил ни одной субкультуры, которая выходила бы за рамки это формулы. Ничего нового нет. Вверху мы имеем дело с радикализацией идеи, при том она может быть радикализирована до неузнаваемости.
Я постараюсь, чтобы эта книга вышла не только на русском, но и на английском языке. Кто из коллег захочет, сможет познакомиться с нашей громадной проделанной работой и дать свою научную оценку тому, что там написано.
Спасибо большое за внимание!