Древнекитайский философ VI-V веков до н. э. Лао-цзы говорил: «Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков». В Европе Бальтасар Грасиан (испанский прозаик и философ) говорил: «Поступки – плоды помыслов». Не важно в какой части земного шара находится человек, на Востоке или в Европе, их всех объединяет тот факт, что мышление определяет действия и поступки людей. Почему в одних случаях решения принимаются мгновенно, а в других томительно долго? И в каких случаях надо подумать, а в каких начинать сразу действовать на основании мгновенно принятого решения? А может мы изначально имеем два вида мышления, как на сцене театра в виде переднего и заднего плана, но применяем не по назначению? Фон (задний план) формирует «быстрое» мышление – автоматическое, бессознательное, интуитивное… А «медленное» мышление – сознательное, разумное, логическое формирует передний план. Так что же в фокусе внимания на текущий период времени?

С точки зрения безопасности принятие решений в конфликтных, а особенно в экстремальных ситуациях для многих людей — архиважный вопрос с одной стороны и сложный с другой стороны. А если это касается людей, чья профессия связана с риском и обеспечением безопасности других лиц, их охраняемых имущественных и неимущественных интересов, это еще и большая ответственность за чужую жизнь, здоровье, имущество. В таких ситуациях надо не просто принять решение, а принять именно правильное. Но зачастую дело не доходит и до этого, человек попадает в ступор (без принятия какого-либо решения) или совершает необдуманные хаотичные действия, выбирая решение, ведущее к поражению. Кроме способности принимать правильные решения есть второй аспект, который от нас не зависит и имя ему – время. События настолько быстротечны, что порой приходится принимать решения за доли секунды. А где это время взять? Удар ножом, выстрел из пистолета происходит за доли секунды. Если взять полностью статистику покушений, то весь процесс от идентификации мишени до сокращения дистанции с выстрелом и отходом с места преступления занимает 17,5 секунды. Вот и вся продолжительность экшн-фильма.

Нападение происходит, к сожалению, в самые неожиданные и неподходящие для человека моменты, по сути атакующая сторона всегда имеет преимущество в этих компонентах. Неожиданная, потому что нападающие действуют с засады, а неподходящая, потому что временем управляет та же атакующая сторона. Поэтому наличие или отсутствие оружия в данной ситуации не играет никакой роли. Нередко бывали случаи, когда группа лиц внезапно нападала на человека, он начинал отмахиваться, его сбивали с ног, избивали и убегали. Он приходил в себя и вспоминал, что у него с собой оружие. Эврика! Прошло какое-то время после нападения, и он после этого вспомнил, что вооружен и очень опасен. Куда делись все эти травматические пистолеты, ножи, газовые баллончики? Почему человек попал в ступор, откуда появился синдром ложной защищенности? Поэтому, наличие при себе оружия еще не гарантирует, что человек им воспользуется. Сам факт существования оружия превращается в некий амулет, который должен спасти и сохранить. Человек себя успокаивает: «у меня в машине карабин», «со мной нож», «дома есть пистолет, когда надо я его возьму» и т.д. — это все самообман. 

Или вот пример попадания в ступор и хаотичности действий при экстремальной ситуации. Впервые тонущий человек, не имеющий опорных инцидентов в этой ситуации, попадет в ступор – у него нет даже похожих шаблонов действий в такой ситуации.  В большинстве своем в таком случае люди обычно тонут молча, не кричат и не зовут на помощь, как принято считать. Воздуха на крики не хватает, а единовременно делать два действия, грести руками в воде и махать, чтобы привлечь к себе внимание, вещь проблематичная. Пока человек находится в таком ступоре и его тело находится под водой в вертикальном положении, никакого беспомощного барахтанья вы не увидите. Человек может пробыть в таком положении до 60 секунд.

В другом случае, при оказании помощи на воде утопающему существует большая вероятность того, что утопающий в результате хаотичных действий повиснет, сковав движения подплывшего, или в страхе начнет топить, хватая руками за голову и подминая под себя как точку опоры. И так будет продолжаться до тех пор, пока они оба не обессилят. При выстреле в человека, в которого до этого никогда не стреляли, тоже можем наблюдать механизм попадания в ступор — у человека подкашиваются ноги, он инстинктивно приседает, тело застывает на месте, он не воспринимает команды. Вот что значит отсутствие опорных инцидентов.

Еще в добавок человек должен вообще предположить, что с ним это может произойти. Ведь частое «со мной такого не случится» давало сбой. Ну и конечно же, не умение идентифицировать и классифицировать угрозы и риски всегда создавало огромную зону неизвестного для человека. А если к этому добавить, что на принятие решений человеком влияют различные авторитеты, мнение большинства, выгода и стремление в плоскость преимуществ, заранее сформировавшиеся утопические данные, негативный прошлый опыт и протезы в виде прогнозов (гадания, магические обряды, фэн-шуй, карты ТАРО и т.д.), то мы имеем полнейший хаос в самой жизни человека, и в частности при принятии решений. Человек как бы в центре паутины, мечущийся между выбором решения в пользу выгоды и своим мировоззрением, между мнением большинства, авторитетов и своим прошлым опытом.

Итак, мы имеет отсутствие времени, огромные зоны неизвестного при идентификации и классификации, что позволяет оппоненту всегда работать с засады, мы имеем мало кому известный механизм попадания в ступор при экстремальных ситуациях, и при наборе всего этого надо принять одно единственное правильное решение. 

 

Так что же делать? Это говорит о том, что все решения в вашей жизни должны быть приняты уже заранее и с использованием соответствующего инструментария. Большую роль играет формирование правильных опорных инцидентов. В силу вашей профессиональной деятельности или жизненных тенденций вы должны изначально вообще предположить, что с вами может произойти то или иное событие. Задайте себе такой вопрос! А мышление измерителями поможет понять устройство происходящего, оценить степени угрозы, спрогнозировать модель поведения человека, управлять вероятностями, невидимое сделать видимым, моделировать ситуации.

Моделирование будущих ситуаций — это лучший тренажер вашего ума. Вот в этом случае у вас есть время на размышления, анализ и выводы. Будь то интеллектуальная работа у планшета или на листе бумаги, тренировка в зале или на полигоне, учебно-боевые задачи для определения способностей принимать обоснованные решения по сложившейся учебно-боевой обстановке и оценки практических действий штатных подразделений. Вот здесь можно как говорится «с чувством, с толком, с расстановкой», без спешки, методично, осмысленно проиграть все варианты развития событий.

Даже «быстрое» мышление (фоновое, интуитивное) невозможно без наличия в памяти человека хоть каких-то данных! Эти данные состоят из приобретенных знаний, увиденного и услышанного когда-либо (что создает опорные инциденты), понимания устройства явления больше, чем у других.

Проделайте мысленный эксперимент – поместите двух разных людей по навыкам выживания в джунгли, один из них новичок, а другой – опытный «выживальщик». Джунгли сами по себе несут необузданный и неконтролируемый характер среды и полнейшую изоляцию от цивилизации. Они вызывают эмоции, связанные с постоянной угрозой, спутанностью сознания, беспомощностью, дезориентацией и иммобилизацией. У кого вероятность срабатывания интуиции больше? У кого будет чутко работать фоновый режим «быстрых» решений? Правильно, у опытного «выживальщика», потому что в блоках памяти есть хоть какие-то необходимые данные, и предположим, пусть они даже давно забытые, но они есть, они в наличии. В минуты опасности он сможет принять мгновенное решение и правильное, с большой долей вероятности, а новичок обязательно погибнет. Что бы пользоваться памятью, туда надо изначально что-то положить, ее блоки надо заполнить. И система заранее принятых решений эту задачу решает. Безусловно, все ситуации индивидуальны и не похожи одна на другую, смоделировать их все проблематично, но есть схожести, общие тенденции, общая причина, прототипология, единые узловые моменты.  Это как у близнецов: внешне похожи, как две капли воды, совпадает группа крови, а вот отпечатки пальцев особенные. Могут быть разные интересы и разные способности, свои черты характера. Так что «быстрым» решениям предшествует длительная, неторопливая, неспешная работа над своим мышлением. 

Вот уже простой житейский пример: молодая девушка одна возвращается поздно вечером домой. Весь ее путь домой из точки А в точку Б гипотетически может состоять из неожиданностей и спонтанных сценариев. Какие можно моделировать ситуации, чтоб сформировать заранее принятые решения? Берем новостные издания данного региона и перед нами реалистичные ситуации: конфликты пьяных компаний между собой возле ресторанов и дискотек; вечерние грабежи одиноких людей – «рывки» сумочек и драгоценностей; дорожно-транспортные происшествия на пешеходных переходах и на тротуарах; попытки изнасилования в подъездах и заброшенных зданиях; похищения людей с использованием автомобиля; нападение бродячих собак; наркоманский притон по соседству; обрушение старинных зданий по пути следования и отсутствие канализационных люков. Не забываем при этом, что люди часто и провоцируют на преступление соответствующей одеждой, моделью поведения, выставленными на показ предметами роскоши.

Это не полный перечень того, что с вами потенциально может произойти. И как только человек понимает, что и с ним это может произойти, он задает себе вопрос: почему это произошло и как этого избежать!? Вот теперь начинается собственная исследовательская работа, с размышлением и анализом ситуаций, соответствующими выводами. Так формируются заранее принятые решения. И тогда могут возникнуть, на первый взгляд, неординарные решения. Как вариант, можно предположить, что на одной из слабоосвещенных улиц девушка разбивает камнем окно магазина. Поднят шум, срабатывает сигнализация. Преступник понимает, что в течении небольшого времени здесь будет наряд ГСО, девушка ведет себя не как потенциальная жертва, не стереотипно. В таком случае замысел нарушен – сценарий пошел не по плану. Преступник тоже человек, и он выберет «из двух зол меньшую», найдет жертву послабее, не такую проблемную. Действия девушки в рамках крайней необходимости исключают уголовную ответственность. Даже если классификация будет в рамках статьи о порче имущества, согласитесь – здоровье и жизни ценнее. И набор таких принципиальных решений, вариантов действий должен быть у каждого человека, как патроны в патронташе.

А самое главное — есть время ответить на главный вопрос: как далеко я могу зайти, какова черта моих, иногда не очень популярных и жестких действий, на грани закона? Почему и зачем я это делаю? Другого времени у вас не будет. В экстремальной ситуации или вы, или вас! Поэтому выбор готовых решений должен быть мгновенным, безусловно из заранее уже осмысленных и принятых на вооружение.  


Автор статьи:  Олли Грин 
Исследователь криминальных традиций  

Источник:
Вестник «Результаты работы ученых». Том 1, №3 (2020): Проблематика и аспекты криминологии в XXI веке