Надёжная функциональная методология — залог успеха исследования, поскольку она позволяет комплексно изучить явление и закономерности его развития. Научная методология считается инструментом для выполнения поиска наиболее общих способов и подходов к изучению предмета.

Методология науки содержит в себе необходимую инструментальную часть, гипотезы, программу научных исследований, то есть все, что необходимо для получения результата, выполнения программы исследования. Такая «механика» науки характеризует научную работу ученого, то есть качество ее выполнения и достоверность полученных данных. Все, что связано с действиями ученого, находится здесь. Это же и создает ученого.

Для работы с методологией науки необходима парадигма, первопричина, исток. Причина существования всех инструментов науки находится именно в логико-философском остове методологии науки – в разделе категорий науки.

Поэтому, если отсутствуют задачи, необходимость или потребность чего-то, что бы двигало ученым, то появляется наука ради науки, переписывающая сама себя в разных вариантах, такая, какая она существует сейчас. Наука не может существовать без настоящих ученых, без открытий, без создания новых технологий и т.д. Но по каким законам совершается научное открытие? Как преобразуется субстанция науки? Из чего состоит эта субстанция? На основании чего создаются технологии?

Первое понятие, с которым сталкивается ученый, — это абстрактная категория, являющаяся главной категорией науки. Это нечто неизведанное, неизученное и неисследованное, неизвестное явление, отвечающее на вопросы «что это?», «как?» и порождающее в дальнейшем научное исследование для поиска ответов на другие вопросы: «какова природа данного явления, его генезис?», «каковы причинно-следственные связи?», «что есть зависящим, а что зависимым?» и т.д.

К сожалению, абстрактными категориями оперирует основная масса людей в своей жизни, человек в большинстве случаев рассматривает только абстрактные категории.

Человеческая же цивилизация вывела абстрактные категории на очень высокий уровень. Бог – это не более, чем абстракция без понимания устройства системы и законов. Абстрактные категории (бог, любовь, счастье) остаются таковыми до включения логического аппарата, который может у человека не включаться вовсе, поскольку анализ и выводы за него уже кто-то сделал при помощи своего логического аппарата. Так категория остается для человека абстрактной. Человеку тяжело без абстрактных категорий, потому что необходимо включать логический аппарат и становиться исследователем, а это требует разрушения стереотипов, с которыми человек не способен расстаться, к тому же разрушение стереотипов может быть болезненным для психического и душевного здоровья человека.

Самая смешная и главная абстракция современной цивилизации – это религия. Нужно всего лишь читать и слушать, а также принимать все, не задавая вопросов. Мышление абстракциями порождает слепую веру без вопросов, потому что истинный верующий не может задавать вопросы.

А вопросы возникают рано или поздно. Абстрактная категория толкает на логическое осмысление. Так начинается исследование явления, результаты которого порождают и составляют науку.

Однако, мало желать исследовать, необходимо иметь инструменты и практику их применения. Кроме того, результаты научного исследования необходимо упаковать таким образом, чтобы они были понятны академическому сообществу, написаны понятным для него языком.

Именно в силу абстрактных категорий мы сталкиваемся сегодня с такой ситуацией, когда люди, используя абстракции, делают то, что в науке делать строго запрещено, и такие вещи становятся академическими, научными. Например, попытка сделать богословие академической дисциплиной. Мы не знаем, что такое богословие. Для большинства это абстракция. Соответственно, какая разница, может она быть научной или нет?

Так что же такое богословие как академическая дисциплина? Это дисциплина, полностью подчиненная философии. Однако, богословие априори не может быть подчинено философии, поскольку отрицает ее и ненавидит философов, с которыми боролась все время своего существования. С мышлением человечества как с ересью церковь боролась всю свою историю.

Как вы видите, богословие не может быть академической научной дисциплиной. Если вы помните, мы говорили о том, что догмы религии незыблемы. Если они незыблемы, то не может быть сомнения в них и их проверки, что сразу исключает предмет исследования, а это, в свою очередь, исключает научную категорию.

Многие скажут, что любовь и счастье не могут быть научными категориями, потому что они абстракции. Действительно, не могут, но до тех пор, пока не станут философскими категориями. И богословие может перейти в философскую категорию, но тогда оно станет философией. Абстракции позволяют существовать психологии, которая таковой не является, а является, собственно, философией.

Например, психология К.Г. Юнга, З. Фрейда является философским учением. Только учение Л. Сонди и других ученых, оперирующих тестами, является психологией. Психология происходит из тестов. Психологическая категория требует наличие измерителя в виде теста или эксперимента. З. Фрейд защитил свою диссертацию на базе одного случая истерии, К.Г. Юнг — на базе одного случая своей сестры, которая общалась с духами на спиритическом сеансе. Диссертация К.Г. Юнга содержит 40 страниц. Никто не отрицает, что К.Г. Юнг или З. Фрейд мэтры. Но они мэтры философии, а не психологии.

Американская психология построена на статистике, поэтому не является психологией. Это американская философия. Американская же психология, построенная на тестах, соответственно будет являться психологией.

Человек неразумный всегда оперирует абстракциями, потому что это не требует доказательств. Высоким уровнем абстракции является обобщение — «все люди идиоты».

Философия исключает такие заявления, так как имеет логический аппарат. Уровень формальной логики не позволяет делать необоснованные обобщения, учит анализу, поиску доказательств, причинно-следственных связей, выработке выводов, дисциплинирует мышление.

Научная категория требует доказывания, бытийная, обывательская категория не требует этого и может ограничиваться абстракцией. В этом разница между научными и ненаучными суждениями, между ученым и обывателем. Абстрактными категориями умный человек мыслить не должен, а должен уметь отличать. Но так трудно признаться самому себе в том, что ты чего-то не знаешь или не понимаешь. Абстракция существует также и в силу этой причины.

Рано или поздно абстракция всегда превращается в философскую категорию. Философия выдвигает концепцию, осмысливая абстракцию с применением логики. Неизвестному явлению нужно дать название, классифицировать его, отранжировать, дать философское понятие для начала. Философия разбирается с такими уровнями как «что это такое?», каково его место в мире и для чего оно, почему это существует, его причины и последствия и тому подобное. Философия может себе позволить такие вещи, как «вероятно», «возможно», «исходя из», в отличие от любой другой науки, поскольку является наднаучной дисциплиной. Поэтому философия спокойно оперирует таким понятиям как бог, душа, потому что она пытается их осмыслить с помощью логического аппарата. Каждый философ осмысляет одно и то же явление по-своему, не существует никакого конфликта между школами философии. Философия предусматривает многоконцептуальность, чего не предусматривает религия. Будет 40 концепций бога, и все они будут приняты. Какая из них правильная? Никто не знает, потому что философия не должна этого знать, она генерирует концепции. Это конкретная наука вниз будет определять, что верно, а что нет. Философия же является учением о гипотезах и обосновании гипотез с помощью аппарата логики. На этой базе философия открывает глобальную мировую дискуссию между философами. С помощью философии и можно осмысливать любые явления. В любой другой науке такое невозможно.

Научная категория обязательно проходит стадию философской категории, после чего только становится научной. Не может абстрактная категория без превращения в философскую стать научной. В науке существует четкий порядок возникновения научной категории. Кто нарушает этот порядок, тот не действует академически.

Философия наднаучна, она порождает ранги наук. Ни одна научная категория не имеет таких привилегий, как философия. Она может вводить явления, названия, концепции, сроки, выдвигать гипотезы.

Переход от философской категории к научной порождает науку. Сначала возникает научная категория, потом наука. Научная категория влечет за собой определенную плоскость знаний, предмет исследования, который ее ограничивает, форму категории. Наука работает в рамках своих категорий, смотрит через их призму в пределах предмета исследования.

Наука имеет свои признаки, атрибуты. Это категорийный аппарат, который различает области науки, предмет исследования, методы, присущие только определенной области науки, исследовательский аппарат.

Измените категорию — изменится отрасль науки, хотя предмет останется тем же. Например, философская категория судьбы может превратиться в психологическую категорию побуждений, которые и определяют судьбу. И мы получим тест Сонди и машину судьбы. Но мы можем вернуться к философской категории судьбы. Чтобы возник социологический предмет исследования, нужно судьбу ретрансформивать в социологическую категорию.

К сожалению, не все ученые понимают эти простые вещи. И поэтому философия достаточно жестко подходит к определению псевдонауки. Однако, все научные данные когда-то были лженаучными.

Выдающийся астрофизик Козырев Н.А. начал с философской категории времени, прошел ее и выдал чистую астрофизику. Так машина науки не работает. Ему нужно было получить абстрактную категорию времени, пройти через философскую категорию к научной и прикладной.

Козырев Н.А. допустил догматическую ошибку, при этом проигнорировал установку партии и правительства, не обосновав прикладной аспект исследования. Хорошо, что осталась его теория, его труды и последователи. Козырев первым попытался описать время, что удалось ему достаточно успешно.

Научная категория подлежит всестороннему исследованию от причин к следствию по программе исследования. Когда исследования закончены, и мы в точке полного знания о научной категории, возникают вопросы «что с этим делать?», «как это использовать?». Возникает прикладная категория.

Необходимо помнить, что явления есть устойчивые и не устойчивые. Например, З. Фрейд защищал диссертацию на базе явления истерии, которая в его время относилась к психиатрии. Сейчас истерия не является психическим заболеванием. Поэтому наука требует постоянного исследования с целью понимания современности и тенденций современности. Наука должна держать руку на пульсе современной бытийности. Например, сейчас более актуальна социология интернета, чем социология человеческих отношений. Сегодня Интернет определяет общество. Интернет-профессии стали сакральными. Профессия врача, напротив, перестает быть сакральной, поскольку каждый может в Интернете найти свой диагноз и методику лечения. Провизор в аптеке многим заменяет врача.

Предвыборные кампании Трампа и Зеленского были проведены в социальной сети Facebook.

Интернет идет в наступление, он атакует человечество. 

Так что же такое наука? Наука — это вертикальное преобразование абстрактной категории в прикладную через философскую и научную, машина обработки данных. Кто понимает эту формулу, не имеет сложностей с научными исследованиями.

Так горизонтально внешне построена каждая диссертация. Абстрактная категория — существует «беспризорное» явление. Философская категория — новизна, конструкты, термины, названия, методология. Научная категория — выводы. Прикладная категория — практическое значение. Но содержание самих блоков диссертации блоков не соответствует научным критериям.

Следует отметить, что описанная в статье последовательность прохождения этапов представлена для ученого, который будет исследовать какое-либо явление. Среднестатистический же человек живет от прикладной категории к абстрактной. Например, человек начинает заниматься карате. Его сначала начинают учить, показывать ему, что удар необходимо выполнять только определенным образом, что он является самым эффективным по показанной траектории, с указанной силой, на определенной дистанции и пр. То есть это прикладная категория, человек постепенно учится идеально выполнять этот удар, оттачивать свое мастерство, не отклоняясь от установленных особенностей и требований выполнения удара. Со временем этот человек начинает самостоятельно задумываться, почему нужно бить именно таким образом, а не иначе, начинает экспериментировать с вариациями удара, разными подходами, положениями, направлением движения. Таким образом возникает научная категория, то есть выполнение определенного удара или движения человек подвергает научному анализу, как и всю технику в дальнейшем. В силу различных индивидуальных особенностей, погрешностей, ошибок, которые могут допустить инструктор, человеку становится понятно, что они могут ошибаться и в каких-то моментах могут быть не правы, он переделывает технику, делая ее научной. У этого человека возникает собственный стиль, потому что он осмыслил его научно на стыке наук с помощью научных категорий. Дальше он переходит к причинности, к философской категории, начинает искать философию, которая обосновывает эту научную категорию. Это делает его «патриархом». Тот, кто не только осмыслил прикладную и научную категорию, но еще и дал философию, которая обосновывает эти категории, становится Маэстро стиля, однако всегда еще останется то, что человек не знает, всегда остается неизвестное – это абстрактная категория. Следовательно, при желании или необходимости человек может проходить эти стадии, но в другой последовательности, чем ученый в научно-исследовательской работе.

Научная деятельность ученого заключается в том, что он берет на себя ответственность за исследование абстрактной категории (явление, феномен, проблема и пр.) и, проходя стадию за стадией, превращает ее в прикладную категорию. 

Например, неизвестный стиль Каса Д’амато – это страшная многомерная с многими неизвестными абстрактная категория. Для исследования этого стиля сначала была взята абстрактная категория – нечто нам неизвестное. Эту слабоструктурированную задачу с многими неизвестными затем исследовали с философской точки зрения, для чего было проведено огромное количество интервью с Томом Пати, на которых логически осмыслялась и обсуждалась абстрактная категория «стиль Каса Д’амато, и которые доступны в сети Интернет в рамках проекта «Наука побеждать». Среди интервьюированных были эксперты стиля, которые существуют на сегодняшний день, те, кто учился у Каса Д’Aмато, кто с ним был хорошо знаком. После этого вместе с Томом Патти было проведено исследование на стыке наук, что в результате сформировало научную категорию. Результатом этой научно-исследовательской работы стала книга «Бескомпромиссный маятник», в которой уже описана прикладная составляющая. После этого результаты других исследований на эту тему легли в основу книг «Громоотвод как удар молнии», «Барометр поединка», сейчас в процессе написания книга «Формула нокаута».

И напоследок: быть ученым – это естественное состояние человека, для которого единственной религией должна быть наука. 

 

Выводы

В этой статье были рассмотрены основные стадии, которые необходимо пройти при проведении научных исследований, как в рамках определенной науки, так и на стыке наук. С самого начала исследуется абстрактная категория, потом идет переход к философской категории, которая превращается в научную и в конечном итоге в прикладную категорию. В конце любого исследования существует прикладной аспект, который уже может быть использован другими людьми. В действительности таким способом построены диссертации и другие научные работы. Все стадии и категории могут формироваться по-разному, вводится необходимые термины, концепции, методы и способы исследования, методология, однако при этом не нарушаются рамки основной структуры, что не дает нарушить этапность превращения категорий от абстрактной к прикладной. В статье рассмотрен пример исследования стиля Каса Д’Aмато, в котором пройдены все четыре этапа от абстрактной к прикладной категории. Все результаты исследований и прикладной аспект описаны в соответствующих книгах.

 


Автор статьи:  Phd. Олег Мальцев

Кандидат психологических наук, кандидат философских наук, стратегический консультант, писатель, криминолог. Член Президиума и академик Европейской академии наук Украины. Основатель и руководитель «Института Памяти» и его элитного подразделения “Экспедиционного корпуса”. Основатель и главный редактор рецензируемых междисциплинарных научных изданий.

 Источник:
Вестник «Результаты работы ученых». Том 1, №3 (2020): Проблематика и аспекты криминологии в XXI веке