НЕ НАЗЫВАЙТЕ ИХ ГЕРОЯМИ
Фальконе, Борселлино и другие истории борьбы с мафией
Авторы: Никола Граттери, Антонио Никасо
Переводчик: Филипповой А.О.
Это технический перевод, выполненный для личного ознакомления русскоязычных ученых и исключительно с целью обучения и научных исследований. Технический перевод на русский язык книги Н.Граттери и А.Никасо «Не называйте их героями» не имеет коммерческого назначения.
В этой книге собраны ключевые истории наследия мужества, решимости и знаний Джованни Фальконе и Паоло Борселлино, которые вместе пролили свет на то, что такое на самом деле мафия; глаза Джузеппе Летиции, который в темноте со страхом наблюдал за разворачивающимся зверским убийством; «опасные» слова Пеппино Импастато, высмеивающие тех, кого считали неприкасаемыми; непоколебимые принципы Джорджо Амброзоли; уединенная борьба генерала с церковью; миссия против мафии «парня-судьи» Розарио Ливатино; Решимость Либеро Грасси не поддаваться попыткам вымогательства; альтернатива мафии и возможность другой жизни, предложенная молодым людям Доном Пино Пульиси; право на свободную жизнь Леа Гарофало; многие «нормальные» жизни оборвались, когда они были еще слишком молодыми…
Через тридцать лет после смерти двух магистратов, не желавших называться героями, Никола Граттери и Антонио Никасо вспоминают жизни тех, кто, глядя мафии в глаза, решил отстоять свои идеи, свое достоинство. Их мечты, их надежда, их смелость – это способ не забывать и помнить о том, что: «Что можно сделать хоть что-то, и если все это сделают, то можно сделать многое».
Обложка || арт-директор: Фернандо Амбрози |
графический дизайнер: Стефано Моро | иллюстрации: Джулии Томаи
• Никола Граттери — один из самых открытых судей в борьбе с ‘Ндрангета, он живет под конвоем с 1989 года. Он очень ответственно относится к просвещению молодежи как к превентивному инструменту в борьбе с мафией, и с этой целью он принимает участие в различных дискурсах в школах и университетах.
Вместе с Антонио Никасо он опубликовал несколько бестселлеров от Издательства Mondadori, в том числе La mafia fa schifo, где собраны мысли и письма молодых людей на эту тему.
• Антонио Никасо, историк преступных организаций, является одним из ведущих мировых экспертов по Ндрангете. Он преподает социальную историю организованной преступности в Королевском университете, Канада. Он написал более тридцати книг, также изданных с Мондадори, La mafia spiegata ai ragazzi.
Джованни Фальконе и Паоло Борселлино жили в среде, которая никогда не переносила их на дух, порождала враждебность, саботаж и клевету; они жили в окружении людей, которые их ненавидели, а затем утверждали, что унаследовали эту мысль. Они были убиты на войне, в которой мало кто хотел воевать.
У нас необычайная страна. Страна, которая засоряет эту коллективную память, страна, которая должна была научить ценности жертвенности и которая, вместо этого, часто продолжает создавать бесполезные подиумы, часто посещаемые интерпретаторами силы, которая также развращает со- весть. Вчера, как и сегодня.
Список невинных жертв мафии, молчаливо узаконенный нездоровым обществом, которое его давно использует, велик. Общество, которому нужны мученики, чтобы избавиться от безразличия, которое его циклически характеризует, общество, которое быстро забывает, умеет делать вид, что ничего не случилось, как будто ничего не произошло.
За более чем сто шестьдесят лет они мирились с преступлением, которое вскоре перестало оставаться в стороне. В Италии жестокие люди фактически превратились в правящий класс благодаря сговору группы политиков, предпринимателей, деятелей институтов, которые всегда действовали в соответствии с логикой удобства. Более ста шестидесяти лет было сделано все, чтобы отрицать существование мафии как организации: мафиозо существовали, но не мафия.
Мы верили в басню о фашизме, который победил мафию, когда достаточно было прочитать заявления Мельхиорре Аллегры, сицилийского врача и раскаявшегося мафиозо, чтобы понять, насколько сильна и насколько глубоко укоренилась эта темная организация еще в 1937 году. Межпровинциальная инспекция общественной безопасности Сицилии Аллегра подробно описала мафиозную организацию, ее ритуалы присоединения, ее межклассовый характер. Она рассказала о многих «братьях» — адвокатах, землевладельцах, докторах, политиках и предпринимателях — встретившихся в разных городах Сицилии, включенных в сеть трансверсальных отношений, и о территории, пронизанной властями, которые не соответствуют институциональным целям и коллективному интересу. Сколько других смертей необходимо будет вспомнить, чтобы понять трагедию, свидетелями которой мы являемся более ста шестидесяти лет?
Фальконе, которому вместе с Борселлино мы обязаны заслугой за то, что он окончательно сместил эту абсурдную культуристскую и бихевиористскую интерпретацию с помощью Максипроцесса Палермо, часто повторял, что действия, а не слова имеют значение. «Если бы мы поверили выступлениям, мы все были бы хорошими и безупречными», — сказал он.
Если вы действительно хотели его почтить, вам следует начать с действий: уже сказано много слов. Как и хотел сам Фальконе, для того, чтобы победить мафию, необходимо свести ее к простому преступному феномену, зажечь вокруг них выжженную почву, атаковать тот кластер совпадающих интересов, который всегда составлял основу власти мафии и который, отчасти, несет ответственность за множество крестов, установленных на гребнях итальянской истории. Мы также должны избавиться от безразличия, которое другие мученики свободы научили ненавидеть, и для этого, помимо законных прав обвиняемых и задержанных, следует также принимать во внимание страдания жертв и их семей.
Рассказывая истории тех, кто погиб от рук мафии, их мечты, их надежды, их нормальность, но также и их храбрость, – это способ не забыть и возродить их. Память об их жертве должна подтолкнуть нас к приверженности делу построения страны, действительно свободной от страха, от нужды, но, прежде всего, от мафии и манипуляций на выборах. Уместно перейти от героизации к гуманизации жертв. Для всех должны применяться пророческие слова Рокко Гатто, калабрийского мельника, убитого Ндрангета в 1977 году: «Их сила заключается в нашей слабости, в нашем страхе», — часто повторял он, имея в виду людей, которые вскоре его убили. «Но если мы все встанем, если мы разоблачим их, мы сможем их победить. Их мало, нас много».
Борьбу с мафией следует исключить от совместной ответственности всей институциональной, культурной, социальной и экономической системы. Сегодня как никогда необходимы знания, но прежде всего смелые и однозначные решения. Те, которые часто побуждают принять сторону осознанности, а не равнодушия. Возможна заря нового дня. Слова – это камни. Давайте использовать их, чтобы наводить мосты, объединять совести тех, кто больше не может противостоять тирании мафии, лицемерию тех, кто должен с ними бороться, и лжи тех, кто продолжает отворачиваться.
Н.Г. — А.Н.