Каждый из нас рано или поздно сталкивается с неким явлением, которое, с одной стороны, является общеизвестным в мире, а с другой стороны – по странным обстоятельствам до сих пор не систематизировано и не описано комплексно – это криминальная традиция.

В определённый момент времени любой адвокат осознает, что некоторые его подзащитные совершенно не придерживаются общественной морали, законов страны, в которой они живут, их не волнуют «права человека», а также курс валют – они живут в другом мире, и в этом мире есть «свой закон».

Разобраться с этим вопросом нам помог адвокат, Академик Украинской академии Наук Олег Мальцев, который в течение многих лет занимается исследованием мировых криминальных традиций.

Крайне часто встречается слово «мафия», под которым подразумевают криминальную традицию того или иного государства (японская мафия, русская мафия, итальянская мафия и так далее), однако, стоит отметить, что слово «мафия» применимо исключительно к итальянской криминальной традиции, а именно – к Сицилийской ее части. Остальные криминальная традиции мира мафией не являются. Кроме того, хотелось бы отметить, что криминальная традиция — это более широкороте понятие, чем просто криминальная организация.

Для начала необходимо разобрать 2 понятия – «криминальный» и «традиция».

Что значит «криминальный»? Это люди, которые противопоставили себя обществу и согласно закона той или иной страны являются преступниками, то есть – были осуждены  уголовным судом.

Их можно было бы разделить 2 категории:

— категория №1 – это профессиональные преступники, то есть люди, для которых преступление – это способ зарабатывать себе на жизнь, это их образ жизни и способ выживания.

— категория №2 – это люди, для которых преступление не является образом жизни и способом заработка, то есть – изначально вести преступный образ жизни и зарабатывать на жизнь преступлением они не собирались, однако, либо в силу борьбы за власть, либо в силу несогласия с установленными законами того или иного государства, несогласия с его политикой, они вступили в борьбу с государством и как следствие были осуждены уголовным судом и признаны преступниками.

Сальваторе Джулиано

 

Ярким примером такого человека является народный герой Италии, сицилийский «Робин Гуд» Сальваторе Джулиано. Изначально Сальваторе Джулиано не выбирал для себя преступный промысел как способ заработка и образ жизни, однако в силу не согласия с политикой государства стал преступником. То есть, он стал на путь преступления в силу определённых обстоятельств и собственного несогласия с политикой и законами государства Италия, но не выбирал для себя преступный промысел как образ жизни.

Традицию можно было бы определить через общие признаки, которым она будет соответствовать в любой стране мира:

  1. Это образ жизни человека, подчиненный определённым специальным правилам. Примером этих правил являются: воровской закон, воровские понятия, омерта, вендетта и так далее.
  2. Преступный промысел. То есть, преступный способ заработка на жизнь (воровство, грабежи, разбой, мошенничество, торговля наркотиками и так далее). То есть, существуют традиционные занятия для этой структуры. Например, для мексиканской мафии  традиционным способом заработка – преступным промыслом является торговля наркотиками. Если в процессе деятельности добавляться какие то иные способы заработка, то необходимо время чтобы этот способ стал традиционным способом зарабатывания денег.
  3. Язык. Каждая криминальная традиция имеет особый язык, который не понятен никому иному. Например, в русской криминальной традиции этот язык называется «Феня» и человек, не знающий этого языка вряд ли поймет смысл того, что говорится.
  4. Особые способы отбора, подготовки кадров и их продвижения в собственной преступной иерархии.
  5. Закон, который передается из уст в уста. Вы никогда не найдете письменного источника такого закона, это не конституция и не декларация независимости. Представитель той или иной криминальной традиции никогда не напишет книгу о ней, это, например, могу сделать определённые исследователи, но это – всегда взгляд со стороны.
  6. Свой фольклор, песни, стихи.
  7. Определённого вида собственные разновидности наколок на теле. Например, у Якудза наколки на теле имеют один вид и значения, а русской мафии – другие.
  8. Единые религиозные убеждения нетрадиционного характера, отличающиеся от общественных норм — своя вера.
  9. Особые виды оружия, собственная техника владения этим оружием и собственная методика тренировки с этим оружием. Оружие изготавливается самостоятельно в условиях заключения или на свободе. Особое внимание уделяется всегда работе с подручными предметами (заточки и так далее).
  10. Особый и крайне эффективный вид рукопашного боя. Во всех традиционных единоборствах все, что использует криминальная традиция —  категорически запрещено (удары открытыми руками, выбивание глаз большим пальцем, пребывание барабанных перепонок, особые удары ногами). Все криминальные традиции обязательно используют специальную защиту от наносимых им ударов, а именно — защищаются локтями, а не руками. Каждая криминальная традиция имеет особенные виды передвижения ногами. Например, в Африканской криминальной традиции движения резкие, а  в русской криминальной традиции – движения плавные, изменение местоположения противником практически не заметно.  В Африканской криминальной традиции нож втыкается в противника и сразу же вырывается обратно, а в Мексиканской криминальной традиции  – в противника втыкают нож и режут по по диагонали. В исследовании русской, мексиканской, итальянской, африканской криминальных традиций я бы хотела сделать ссылку на моего коллегу адвоката и PHD Олега Мальцева, который в своих книгах, ставших результатом многолетних исследований, крайне подробно описал ножевой бой в указанных криминальных традициях.
  11. Передача из поколения в поколение. Криминальная традиция всегда готовит себе смену и проедает ей права, когда старое поколение уходит — так сохраняется традиция. Например, в Одессе несколько десятилетий существовало насколько учебных центров, где готовили карманных воров. С виду это был приют для бездомных детей, куда приходили взрослые чтобы дать им немного еды, поиграть с детьми, а на самом деле — учили детей незаметно красть кошельки, деньги и иное имущество, которое находится у человека при себе.
  12.  

    Русская уголовная традиция

     

    Источник: Одесское историко-литературное общество