Жан Бодрийяр родился в 1929 г в Реймси; профессор социологии в университете Paris-Nanterre, самый крупный теоретик постмодернизма, создавший концепцию (проект, модель) гиперреального мира медийного капитализма. Данный проект (теория, модель) мира, переполненного знаками, символами, абстракциями, транслирует своими текстами отсутствие реального индуцирования феноменов действительности, опредмечивание мира без оригинала и реальности, который заполняется симулякрами — иллюзиями, видимостями, фикциями.

В результате данной замены образов человека, природы, социума формируется ирреальный мир, в котором  разворачиваются знаки и символы, которые указывают на коллизии истины, они же сами предстают как истина, а мир, согласно постмодернистов, все более переполняется информацией, в которой все меньше реально-достоверного смысла и содержания.  Ситуация складывается таким образом, что человек живет в переполненном информацией гиперреальном мире, который интерпретирует порождение  парадоксальности медийного капитализма.

Цель исследования – концептуализация модусов постмодернизма, в контексте которых представлен проект гиперреального мира медийного капитализма французского философа Жана Бодрийяра, а также связь его идей с нынешним днем «посткоронавирусного развития».

Задачи исследования: 1) раскрыть сущность, направления, характеристики постмодерного проекта гиперреального мира медийного капитализма; 2) проанализировать образ мышления и идеи-постулаты Жана Бодрийяра как представителя постмодерной философии; 3) раскрыть сущность симулякров как матрицы реального; 4) показать становление постмодерна как «большого процесса  потери смысла», из-за которого исчезает вера в «истинный мир», оригинал.

 

 

1. Сущность идей и характеристики постмодерного проекта гиперреального мира медийного капитализма

Постмодерный проект гиперреального мира медийного капитализма представлен как культурное течение в констелляции с такими дифференциальными течениями, как эстетика, этика, искусствоведение, философия, метафизика и др. Постмодернизму свойственны такие компоненты или характеристики как:

  1.  автономность-эклектизация стилистики в изложении текста, субъективность в изложении структур, матриц, приемов текста;
  2.  конвергенция идей и течений – художественных, эстетических, философских, метафизических и использование различных их модусов и характеристик;
  3.  диспозиции-ориентиры на толпу, на массу, а также на элитные бомонды и кланы общества;
  4.  воздействие модусов постмодерного искусства на экономические процессы в обществе, социуме-государстве, ориентация на религии, информатику в констелляции со стилистически-поэтической полифонией голосов;
  5.  частичная элиминация шедевров-эталонов классической культуры при  апробации приемов игры, а также при репродукции призведений культуры, искусства;
  6.  акцентуация креативных установок на базисные отношения «сочинение искусства — это зритель-реципиент», который рассматривается без зрителя-перципиента, что означает имитацию текста, замену его истинного содержания фикцией, подменой, иллюзией, отстранение от субъекта;
  7.  использование принципов-постулатов деконструкции – идей постфрейдизма, психолингвистических моделей  бессознательного, семантико-семиотических конструктов;
  8.  переход от модернистских сюжетов постиндустриального социума к постмодернистским сюжетам изложения машинного (информационного) мира;
  9.  ориентация в проектах гиперреального мира медийного капитализма на парадоксальное, восхитительно-ироническое, амфиболическое, к феноменам малопостижимого мира с художественно-эстетической коммутацией дихотомических факторов;
  10.  использование в проекте гиперреального мира медийного капитализма суррогатного, ретроградного, неопределенного, иллюзорного, эклектического с целью дискурс-осмысления общества, социума, человека при  помощи системы художественных, эстетических принципов и постулатов;
  11.  отрицание катарсиса искусства, самобытности творчества и их замены эрзацэталонами, субпарадигмами при помощи различных модусов коллажа, аппликации, конвергенции.

Это далеко не полный перечень идей и характеристик постмодернизма, в контексте которых представлен проект гиперреального мира медийного капитализма французского философа Жана Бодрийяра. 

2. Образ мышления Жана Бордрйяра как представителя постмодерной философии

Образ мышления Жана Бодрийяра демонстрирует разрушительный разрыв с  традициями западной философии,  с ее типичной акцентуацией внимания на индивидуальности, свободе воли и познании, с экзистенциальными идеями об «аутентичности жизни». Он защищает сплошную ирреальность общества, которое продуцируют иллюзии, формирует модель мира, состоящую из симулякров, игр, иллюзий и фантазий вымышленного мира, который лишает человека плана  собственного самоосуществления. Жан Бодрийяр описывает постмодерн как попытку подорвать традиционные дискурсивные теории с общим кодом, который следует «декодировать» (Ж. Делез, Ф. Гватари «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения»). Аргументированно-диалектическому развитию философских теорий современности противопоставляется создание ирреальных «потоков», «течений», «машинных процессов», со своими соединениями и сцеплениями, которые порождают «активность» фиктивного бытия без автора, без субъекта. А может ли  вообще мир состоять без субъекта и превратиться в машинный поток индустрии, которая приводит к разрушению истории, ее имитации, пародии, референции и финализма, агонии реального, метафизического напряжения истории, которая уже не принадлежит человеку, а лежит «уже за ним» (Ж.Бодрийяр «Агония реального»)?

Ж.Бодрийяр «видел мир, в котором индивидуальность – это миф, а люди есть единицами, которые отражают все, что происходит в медийном пространстве и их единственной целью есть только потребление изображений и знаков» (Ж.Бодрийяр «Симулякры и симуляция»).

Поэтому Ж.Бодрийяр называет этот мир «гиперреальным» и одним из его качеств является то, что между реальным и вымышленным (представляемым, несуществующим)  миром нет никакой разницы. Мы оказались в мире, который  представляет собой «гигантский симулякр», который никогда не изменится на реальный, а только «на самого себя в замкнутом пространстве без границ и соотношений».

 

3. Фетишизация прошлого вместо реальности, а  симулякры как матрица реального

Для Ж.Бодрийяра главным было восприятие мира знаков и символов, которые демонстрируют «гиперреальный мир»,  «в котором нет ни Бога, ни суда, который бы отличил правду от лжи». Когда все становится абстрактным, ценность «реального» возрастает, и когда человек попадает в мир симулякров и симуляции, ему очень сложно выйти из этого мира, он находится словно в джунглях, которые имеют свои традиции. Ж.Бодрийяр «изображает Диснейленд как классический пример симулякров, поскольку этот представляемый мир существует только для того, чтобы иметь возможность представить разницу между реальным миром».

Диснейленд в контексте проекта гиперреального мира медийного капитализма представляет иллюзию между правдой и фабрикацией (иллюзией, фетишизацией) для того, чтобы человек продолжал существовать в сфабрикованном (вымышленном мире), мире иллюзий. Симулякр исполняет роль стереотипа, примитивной матрицы, которая помогает человеку жить в этом вымышленном мире и служит образом виртуально-иррациональной реальности, которая отражает некоторое правдоподобие от оригинала.

Симулякр – это не подлинник, а квазивещь, пустая, нулевая матрица или артефакт,  всего лишь трансцендентальный объект-модель вымышленного мира, за коим находится реальный мир со своими проблемами и противоречиями, и неподготовленному человеку сложно экзистировать (существовать) в реальности-достоверности после того, как он пребывал в Диснейленде, который представляет вымышленную реальность. Неслучайно в философском языке стали появляться слова «постправда», «постдостоверность», поскольку сегодня в медийном пространстве трудно отличить правду от лжи, правду от симуляции.

Симулякры демонстрируют отсутствие данности в результате стирания знаний между достоверным и иррациональным (предполагаемым) знанием, поэтому симулякр как вторичное, суррогатное представляет корреляции с мульти-голограммами вымышленного мира. Симулякры – полисемиотические структуры мышления, которые создают суррогатные континуумы формирования парадигм освоения действительности, в основе которых примитивные стереотипы, банальные суждения. Само телевидение базируется на симулякрах и симуляции, в основе которых клише, ярлыки, предназначенные для массовой культуры. Они несут собой приоритет фантомного над метафизическим, являясь, к сожалению, носителями художественной, эстетической, культурной деградации и примитивизма, а не высокой культуры.

«Жан Бодрийяр в то же время предвидел развитие Интернета и феномена социальных сетей, считая, что людей теперь будут оценивать по мере их вовлечения в поток медиа-сообщений». Каждый, кто редко появляется в СМИ, по его мнению, считается несоциализированным или виртуально асоциальным, а поток сообщений, вне всякого сомнения, есть благо, увеличивающий смысл, точно так же, как и поток  капитала умножает благосостояние человека. Его лозунгом так и остается: «Мы живем в мире, который становится все более информативным, но имеет все менее смысла». Решающее значение при  этом имеет отождествление с историями, знаками и символами, которые восхваляют товары.

Жан Бодрийяр: «…мы покупаем вещи не для того, чтобы их приобрести, а для того, чтобы удержаться в рамках гиперреальности, а нежелание потреблять эти знаки и символы считается губительным». Поэтому представления о рациональной личности со свободной волей – это абсолютный миф, фантом, иллюзия. Люди охвачены  потреблением, они и есть часть общества потребления. Вместо реального человек фетишизирует прошлое; в эпоху симулякров и симуляции больше нет ни Бога, ни страшного суда, который мог бы отделить ложь от правды, поэтому неслучайно появились слова «постправда» и «постдостоверности». По мнению философа, не было даже террористических атак в США, а был сдвиг в гиперреальность и поглощение системы одних ценностей другими.

 

4. Методология постструктурализма как основа исследования постмодернизма

В основе методологии постструктурализма как основы исследования постмодернизма – структуралистические подходы, методики и апробации, которые послужили осмыслению постмодерной культуры на основе методологии лингвистическо-текстуального моделирования, индуктивно-дедуктивных подходов, герменевтики  для дискурс-постижения гиперреальности и симулякров. В основе методологии исследования гиперреальности и симулякров — дискурс-постижение структурально-культурных текстов, относительная корреляция текстов, языков, лингвомоделей, лингвоструктур, знакосемиотической деятельности субъектов.

Научная концептуальная интерпретация гиперреального мира сводится к постижению стилей, знаков, символов, сводится к анализу языка, объектом которого является то, что находится за границами структурных объяснений, в результате чего анализируются контексты лингвомоделей для подтверждения своих аргументов. Согласно методологии структурализма, тексты тяготеют к динамической ритмолингвистике: они не в состоянии предусмотреть все методы и приемы, связанные с глубоким структурным анализом и обобщением.

Представители постструктурализма, равно как и постмодернизма, идут в фарватере шопепгауэровско-ницшеанского волюнтаризма, в контексте которого происходит интерпретация субъекта с негативным для него социоокружением, а индивидуально-коллективистское сознание субъектов детерминировано социально-культурными эволюционными мультипроцессами в апелляции к бессознательно-интуитивному постижению действительности, которую представляет гиперреальность.

Обработка  постмодерного проекта гиперреального мира медийного капитализма происходит в схемах деконструктивных методик Даррида, для котрого деконструкция – это фундаментальная вивисекция текста, всего лишь композиция текста, интерпретация сюжетно-стилистических конструктов, сборка текста по типу монтажа конструктов, выявление его композиционно-стилистической композиции, синтез художественных, эстетических и креативных установок и диспозиций автора как создателя текста. Дискурс-постижение макроструктуры текста — это только интерпретация и истолкование проекта  гиперреальности медийного капитализма, а именно:

  1. герменевтическое истолкование, а не анализ результирующих дефиниций, которые составляют основу мультиконструкции текста;
  2. конструирование технологий, в контексте которых гиперреальность не указывает на объекты, смыслы, значения, которые являются всего лишь фантомами, симулякрами, камуфлируют латентную реальность, спорадически связаны с действительностью, человеком, социумом, природой;
  3. истолкование смыслов гиперреальности, которые  детерминируют всего лишь психоповеденческие мотивы и паттерны поведения человека, преодолевая концепты метафизичского логоцентризма, деформируя тем самым  сознание и подсознание субъекта;
  4. фетишизация дискурса-праксиса прошлого вместо рассмотрения реальности, что приводит к абсолютизации симулякров как матрицы гиперреальности медийного капитализма;
  5. порождение неокризисного осознания; в его основе — проект гиперреального мира медийного капитализма, который разворачивается вокруг дискурс-постижения текстов культуры и моделей социокультуры, которые лишены дискурс-рациональнсоти.

 

 

5. Посткоронавирусная ситуация Covid-19 как отражение постмодернистского вызова цивилизации

Сегодня в условиях вызовов цивилизации и дальнейшего разворачивания его постмодерного проекта следует учитывать диалектическую взаимосвязь объективного и субъективного факторов.  Covid-19, который разворачивается на наших глазах и имеет различные модифицированные формы, подтверждает идею о необходимости формирования новой стратегии развития бытия человечества. Пандемия коронавируса обострила приспосабливаемость и адаптацию человека к условиям бытия глобализированного социума, к условиям нестабильного, негарантированного социума, который порождает множество вызовов и проблем.

Пандемия коронавируса внесла не просто социальный хаос в ритм жизни, а переросла в социальный страх, который нарушил триединую схему – гео-, био- и социосферы, что нарушает коэволюционные процессы развития человечества, его взаимозависимое и сбалансированное развитие. Главный удар пандемия коронавируса нанесла экономике всех стран, особенно развитых, которые показали неспособность справляться с большим количеством проблем: колоссальный отток необходимой рабочей силы, наблюдаемый в ряде стран, определил требование пересмотра подготовки рабочей силы для выполнения различного рода сельскохозяйственных, промышленных и других работ, а также услуг. Это говорит о том, что ученым следует создавать новые теории выживания человечества и вырабатывать новые конструкты будущего глобализированного мира, соответствующие вызовам и требованиям действительности и потому имеющим высокое онтологически-ценностное значение.

Сегодня возникает потребность в формировании новых ценностных ориентаций бытия человека в глобализированном  мире, нового отношения человека к  природе, рационального использования ресурсов с целью сохранения среды и устойчивого ее развития, снижения рисков возникновения разных эпидемий, так как сегодня происходит эволюция различных феноменов, связанных с усилением цифровизации общества. Методов для внедрения Эко-цивилизации цифрового общества пока ещё не разработано, в данный период ведутся поиски новых парадигм и методов внедрения Эко-цивилизации, позволяющих возобновить экологическое качество, качество социума, качество жизни и культуры.

Новые технологии, которые сегодня рождаются, – робототехника, исскуственный интеллект, синтетическая биология, нанотехнологии,  3D–производство – также влияют на развитие глобализированного мира и создают множество угроз. Эти технологические инновации свидетельствуют о развитии в истории современной социомысли новой реальности, нового бытия и экзистирования всего сущего,  что несёт новые угрозы и вызовы человечеству и, соответственно, требует выработки новых парадигм, теорий, моделей с целью осмысления проблем выживания человека и человечества.

 

Выводы

В контексте представленного анализа резюмируем, что одной из главенствующих целей постмодерна, представителем котором является философ и социолог Жан Бодрийяр, выступает ликвидация «рационального дискурса», переход к метадискурсу рационализма и провозглашение эры постмодерна.

Постмодерн рассматривается как трансплантация эстетических матриц в суррогатные, иллюзорные, эклектические. Жан Бодрийяр убедительно аргументирует, что мир, в котором мы живём, полностью отличается от модернистского мира «столкновения цивилизаций».

Философы столетиями дискутируют об относительном значении субъекта (я)  и объекта (мира), однако Жан Бодрийяр считает  эти дебаты несущественными, поскольку объект давно победил субъекта в обществе потребления.

Человек сегодня – это не проект, наделенный индивидуальностью, как утверждает большинство философов, а скорее робот, гаджет, машина, которая потребляет и воспроизводит идеи и образы, существующие в СМИ, рекламе, политике.

Бодрийяр пришел к такому выводу, что назвал «идеальным преступлением» то, что произошло с человеком и человечеством сегодня, а именно то, что мы оказались в  мире гиперреальности. Примером такой гиперреальности является и ситуация  с пандемией Covid-19. При капитализме люди — простые потребители. Каждое отличие между правдой и ложью уничтожается с той целью, чтобы утверждался радикальный закон равновесия и обмена. Постмодернистскую теорию критикуют за неспособность соответствовать научным стандартам модерна. Вследствие отрицания значения и роли индивидуального субъекта и субъективности, постмодернисты зачастую не формулируют теорию деятельности и активной роли субъекта, выгораживая на первое место объект.

Современному обществу и культуре постмодерна свойственно «отчуждение-денатурализация», потеря человеком собственной природы, то есть, способности выносить компетентное суждение. Отчуждение человека от реальности находит выражение в «гиперреальности культуры» (термин Ж.Бодрийяра), в которой симулякры систематически замещают реальное.

Этот мир Ж.Бодрийяр называет «гиперреальным», единственной целью в таковом мире является потребление изображений и знаков, которые представлены как симулякры. Симулякр представляет собой стереотип, примитивную матрицу, которая помогает человеку жить в этом примитивном (вымышленном) мире и служит образом виртуально-иррациональной реальности, которая отражает некоторое правдоподобие объекта и его отличие  от оригинала.

Симулякр рассматривается как пустая, нулевая матрица или артефакт, квазивещь, трансцендентальный объект-модель вымышленного мира, за коим находится реальный мир со своими проблемами и противоречиями, который разворачивается без активной роли субъекта.

Жан Бодрийяр описал постмодерн как «большой процесс  потери сенса истории и смысла человека», который привел к разрушению истории, референции и финализму, в котором оригинал уже не имеет смысла, а торжествует модель копии.

 


Авторы статьи:

Валентина Воронкова (Voronkova Valentyna)

Doctor of Philosophy (D.Sc.), Professor, Academician of the Academy of Higher Education
of Ukraine, Head of the Department of Management of Organizations and Project Management, Engineering educational and scientific Institute of Zaporizhzhia National University, Editor-in-Chief (Zaporizhzhia, Ukraine)

Виталина Никитенко (Nikitenko Vitalina)

PhD in Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Managemen
of Organizations and Project Management, Engineering educational and scientific Institute of Zaporizhzhia National University (Zaporizhzhia, Ukraine)

 

 Источник:
Вестник «Результаты работы ученых». Том 1, №4 (2020): Геном безопасности