Данная статья является результатом научного размышления о сути определения категории «философия» в свете прикладного подхода школы Судьбопсихологии. Бесспорно, в 21 веке существует колоссальное наследие общечеловеческой мысли, которое раскрывает множественные грани философской науки. В частности, одним из наиболее распространённых определений и ответов на вопрос «что такое философия», можно было бы назвать следующее:
Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно — «любомудрие», «любовь к мудрости») — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
Однако с практическо-реализационной точки зрения это стандартизированное определение толкает к размышлениям и попытке разрешения вопросов следующего плана: «О какой философии из трёх идёт речь: о Вашей философии? Философия чья подразумевается? Допустим, речь идёт о каком-либо предприятии, тогда мы говорим о философии клиентов или о философии сотрудников»?
«Какая философия нас интересует в рамках поставленной задачи?» — именно над таким ключевым вопросом и предлагается логическое размышление автором данной статьи. Более того, философия, как комплексная категория включает в себя все три компонента (менеджер – сотрудники – клиенты), а также систему взаимодействия компонентов между собой.
Поэтому, при рассмотрении запчасти определения – «система какого-то специального познания» —возникает вопрос – а про какую философию с прикладной точки зрения нам следует говорить? О нашей философии или, вероятно, наших клиентов?
И определённые препятствия начинаются с того, что чаще всего человек (обыватель 21 века, не учёный по профессии) за философию выдаёт собственную картину мира — то, что ему выгодно или хочется в определённый момент времени. И на данном этапе с целью проверки описанного суждения предлагается также поставить простой эксперимент; суть эксперимента заключается в следующем: задайтесь вопросом «А какую философию преследует человек напротив Вас, например, Ваш клиент или случайный собеседник? Есть у Вас ответ на этот вопрос?» Очевидно, что нет.
Фактически, стоит перейти от вопросов любомудрия и жонглирования определениями к прикладной части профессиональной практики – будь то менеджмент или стратегическое планирование – обычно никто не понимает, что такое философия и об этой категории не задумывается. Более того, немалая проблема связана и с тем, что обычно и подход к «философии» неизвестен.
Состояние изучения проблемы;
связь с научными и практическими заданиями
Рассмотрим подход и позицию судьбопсихологии; и ценен он, как минимум, по причине того, что другие школы психологии не располагают проективными валидными тестами, включающими в свою структуру тестологические показатели, затрагивающие философию. Итак, согласно доктрине судьбоанализа, на тесте Сонди мы видим философию, как соотношение двух категорий – запретов (этика) и пределов нарушения запретов (мораль) – и до какой черты возможно нарушать данный объём запретов.
Итак, запреты и критическая черта – этика и мораль – соответственно, показатели «е» и «hy». Таково положение вещей с психологической точки зрения, но что же говорит сама философия? Ещё раз обратимся к определению из Википедии:
Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно — «любомудрие», «любовь к мудрости») — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
И теперь, с экспериментальной точки зрения, изложим самый главный вопрос, который был задан проектной группе экспертов на начальном этапе планирования: «Итак, вы прочли определение; и что, вам что-нибудь понятно? «Философия» раскрыла свой потенциал, как категория? Исходя из данного определения, известно, что дальше делать и как?»
Мои коллеги-адвокаты, люди, обладающие здравым смыслом и уважающие логику, ответили, что нет. И я выражаю солидарность, поскольку определение нефункционально; особая форма познания мира – это, конечно, познавательно, только не указано, какая она; а что, бывает «не особая» – обыкновенная, так? И как определить эту форму познания? Вопросов – немалое количество, ответов на них – нет. Давайте разбираться объективно.
Акцентирую внимание читателя и на том, что изначально на проектном совещании одной из задач стояло “выработать философию новой компании” – но как же можно что-то разрабатывать или генерировать, если неизвестно, что такое “философия” вообще? Особая форма познания мира – что это такое? Именно ход данного эксперимента и его итоги я, в том числе, описываю в данной статье.
🔴 Для начала предлагаю комплексно рассмотреть этот вопрос с точки зрения устройства человека (сообразно базовым фундаментальным критериям судьбопсихологии) Итак, анализируя три элемента – Дух, Я 1 (Я сознания) и Я 2 (Я памяти) – зададимся вопросом: а какому из этих трёх элементов свойственна философия? Кому она “нужна”?
Философия, как категория, требуется непосредственно Духу, чтобы “судить строго и беспристрастно”. Логически, Дух – это судья, и, чтобы судить, ему нужны основания: по чему судить, по какому закону – и этот “закон” и есть “философия”. Какой это закон, по которому Дух судит всё остальное (и всех остальных) – это уже другой вопрос. Но без него Дух не может судить Я-Сознания и Я-Памяти.
🔴 С целью понимания сути и содержания данных законов или попросту “философии”, обратимся к инструментальному комплексу «Раструб» и его логической структуре. И согласно устройству Раструба, мы уже на начальном этапе получаем на его основании систему ориентирования. Данная система ориентирования позволяет рассмотреть 12 направлений и категорий философии:
- Первая философская категория – “правда-неправда”; учение о правде и неправде – в том числе, учение о преступлении и наказании, как пример. (Данный принцип первой философской категории, безусловно, распространяется не только на адвокатуру – на любые сферы и грани нашей жизни).
- Вторая философская категория – учение о трёх ролях: о духовной роли, о профессиональной роли, о роли половой принадлежности (мужская и женская роли). Как выглядят эти роли, как мужчина должен себя вести, как женщина должна себя вести, кто такой профессионал – и почему так, а не иначе. Ранее руководители имели полезный навык определять все озвученные параметры и издавали указы, в частности, вводили регламент, правила и прочее. В качестве примера вспомним легендарные указы Петра Первого – как должен выглядеть подчинённый.
- Учение о модели поведения человека – как человек должен вести себя в этом обществе, в этой системе координат; как вести себя так, чтобы по праву и достоинству называться “человеком”.
- Учение о системе координат, об окружающем нас мире. Так или иначе, каждый из нас должен отдавать себе отчёт, где он находится.
- Учение о религии – о веротерпимости, об отношении между друг другом на уровне разности взглядов — даже можно сказать, о толерантности; об убеждениях собственных, убеждениях других людей и об отношении убеждений между собой – о том, как себя должен вести человек в этих отношениях.
- Учение о поступках и о выборе человека.
- Учение о судьбе (комплексно)
- Учение о судьбе (комплексно)
- Учение о судьбе (комплексно)
- Учение об изменениях во времени. Речь идёт о вечном: время идёт, всё изменяется – как человеку относиться к этим изменениям – о том и суть учения. Что важно, что неважно, что постоянно, что бренно, что изменится через 10 лет, а что останется неизменным навсегда
- Учение о том, каким «Я» должен быть – моё собственное представление об этом.
- Учение о том, каким «Я» мог бы быть — моё собственное представление о данной категории.
С точки зрения прикладной психологии, в качестве сравнения, хотелось бы также обратить внимание на проективный «квадро-тест», позволяющий определить духовный потенциал человека (оплот его божественной судьбы). Согласно технологии данного фото-теста, один из выборов человека позволяет определить способ того, как человек может научиться добиваться успеха и результатов максимально быстро (за короткий промежуток времени), и также существует выбор, отражающий способ достижения человеком триумфа. Итак, две категории: «быстрый результат» и «триумф» напрямую связаны с представлениями человека о том, кем он должен быть и кем он мог бы быть.
Двенадцать выше перечисленных категорий составляют исчерпывающий перечень аспектов философии и её учений.
Обратим внимание и на такой факт: когда в судьбопсихологии мы говорим об «этике» и «морали» — по природе это и есть категории №11 (учение о том, каким «Я» должен быть) и №12 (учение о том, каким «Я» мог бы быть) соответственно.
В таком случае зададимся вопросом: поскольку факторы «е» (этика) и «hy» (мораль) на тесте Сонди комплексно отображают содержание философских категорий № 11 и № 12, в таком случае, что же показывают другие факторы теста Сонди? Где их место в этой картине?
Итак, когда мы говорим о «тактике» или об «условиях», соответственно, о факторах «m» и «d», они отражают учение о судьбе (философские категории № 7,8,9), а также учение о модели поведения – о том, как себя вести (категория №3).
Факторы «h» и «s» — основа навыков человека, «атака» и «оборона» — отражают учение о поступках и выборе человека (категория №6), а также учение об изменениях во времени (категория № 11).
Факторы «е» и «hy» — этика и мораль – учение о правде и неправде (категория №1); учение о религии (категория № 5); учение о том, каким «Я» должен быть (категория № 11) и учение о том, каким «Я» мог бы быть (категория № 12).
Факторы «k» и «p» — отражают суть учения о трёх ролях (категория №2) и учение о системе координат (категория №4).
Исходя из представленного анализа, мы можем заключить, такое комплексное понимание философских категорий и отношение к ним человека позволяет увидеть и исследовать проективный тест Сонди (при условии понимания судьбоаналитической логики и умения работать с тестом).
Но и данная научная система – не единственный подход, который возможно описать и применить. Представим теперь изложенное более простым языком.
Итак, «философия» и показатели теста Сонди: что ещё мы видим благодаря таблице, о чём можем рассуждать? Обратите внимание на показатели теста Сонди и соотношение параметров: наблюдается определённая любопытная последовательность повторяющихся числовых категорий – 2-4-2-4 параметра в каждом блоке. Почему так?
Предоставим расшифровку простым научным языком по каждой философской категории, по порядку.
Факторы «h» и «s»
◼️ Категория №10 – учение об изменениях во времени – что это такое? Это выбор системы. Непосредственно от того, как вы выбираете систему, вообще зависит, кем вы будете. Например, что такое «преступление»? Это последствие изначально неверно выбранной системы. Приведём и другой пример: предположим, в качестве системы реализации задач по жизни человек выбирает «хатха-йогу». Что будет впоследствии, какой образ жизни его ожидает? Голодное, бедное, нищенствующее бытие на грани с самоутешением о «высокой духовности и нравственности». Другими словами, выбранная человеком по жизни система реализации задач должна содействовать его успеху, действуя в соответствии с нормами закона и общества, в котором проживает индивид. Если же таковая выбранная человеком система не соответствует нормам закона – она толкает человека на преступление.
◼️ Категория №6 – учение о выборе и поступках – как можно дешифровать данную научную категорию? Что это за учение такое? Другими словами, это учение о выгоде и эффективности; о математическом соотношении «выгоды» и «эффективности». Знаете ли, выражаясь житейским языком, человек может быть настолько хитрым (или таковым себя считать), что может даже самого себя перехитрить. И каждый раз, ежели человек считает, что «выгодно» = «эффективно» (т.е. что это одно и то же) – всякий раз он совершает ошибку. Как бы банально это ни звучало, «эффективно» — это эффективно, а «выгодно» — это выгодно. Два разных слова, два разных понятия. И, если что-то для человека «выгодно в перспективе», эту выгоду можно достичь эффективными средствами. Но, обычно, об эффективности человек не думает вообще; чаще всего у современного индивида даже понятия такого нет, потому слова «и кажутся равносильными».
Обратим также внимание и на тот факт, что «выгода и эффективность», равно как и «выбор системы», находятся в одном блоке, предопределяющем все навыки человека.
Итак, категория «выгода и эффективность» соответствует фактору «h» на тесте Сонди; это оборона, то, что нас защищает. Категория «выбор системы» соответствует фактору «s» на тесте; и это проявление «атаки», как категории, так как именно система позволяет атаковать человеку, идти ему вперёд, получать то, что он хочет, добиваться и побеждать. Если рассматривать логику воинского искусства, «s» — это удар, а «h» — это парирование.
Факторы «е» и «hy»
Переходим ко второму блоку, описывающему четыре компонента. И в основе этого блока лежит самая настоящая драка! И даже не просто «драка», но «бойня», бой насмерть – между одной парой компонентов и другой в бытии человека.
◼️ С одной стороны, противоборствующую пару образуют учение о правде и неправде и учение о религии, что соответствует фактору «hy». Драка между учениями каких-то посторонних человеку людей и его собственным представлением о правде, что и есть мораль. Человек так и рассуждает: «…вот если бы…да кабы…тогда бы я…но ведь иначе…если что…но всё же…. А вдруг…» и прочее. И это, по факту, страшная драка, которая не прекращается ни на одну минуту. Эта беспощадная драка происходит постоянно, с утра и до вечера, а потому человек постоянно пребывает в раскоординированном состоянии, словно он «разобранный». Человек честно ничего не понимает, потому что «правда у каждого своя» и единовременно «у религии происходящего» тоже своя правда. И таковое различие предопределяет разрыв как философии, так и психологии. Данный блок также явственно отображает, как ФИЛОСОФИЯ влияет на ПСИХИКУ, выступая причиной множественных заболеваний (по сути, подавляющее число отклонений психики в корне порождаются именно на морально-этической религиозной почве; практически 61% заболеваний психики человека). Поэтому речь и идёт о самой настоящей драке с последствиями в виде заболеваний, о бойне ввиду отсутствия представлений человека о правде и о той «правде», которую человеку выдают вторые, третьи и прочие лица, исходя из собственных интересов, но не объективных критериев (иначе, как же человека потом использовать?). И это в обществе называется «мораль». А люди, которые обладают представлениями о «правде» и её критериях или параметрах, нередко предстают в лице общества «аморальными» (если, конечно, не принадлежат к какой-то специализированной группе, лиц, например, учёные, доктора, правоведы и пр.).
◼️ С другой стороны, вторую пару образует два наших представления и «дерутся» они не на шутку – это представления о том, каким «я должен быть и кем я мог бы быть на самом деле». И это – этическая бойня, суть фактора «е». Это драка между тем, каким я должен быть (а я быть таковым не хочу, но обстоятельства диктуют иное) и между тем, каким я бы мог быть. Фактически, категория «мог быть» равносильна «нельзя» в общественном понимании, а «должен быть» — так в обществе и государстве «можно». Безусловно, совершать такие поступки, как «воровать и убивать» — это «нельзя» — запреты с точки зрения закона. Не убивать – можно, убивать – нельзя. И конфликт любого плана между «можно» и «нельзя» создаёт человеку этику. По сути, с психологической точки зрения, речь идёт об отношении категорий «хочу» и «могу». И от того, что «я хочу» и что «я могу», а также от конфликта между ними, зависит «моя этичность».
Приведём самый простой пример из отечественной киноленты, любимой многими – «Кавказская пленница»: «Имею возможность купить козу, но не имею желания…имею желанию купить «Волгу», но не имею возможности», — вот в таком мире и пребывает человечество ежедневно и еженощно. То, что дают – не хочу, а то, что хочу – не дают.
А как разрешается этот конфликт? Философским способом – пониманием того, как должно быть: как получить желаемое этичным способом; пониманием, что делать следует не так, как хочется, а так, как положено. Другая проблема раскрывается в вопросе «А кто устанавливает «как положено?» И ответ напрашивается сам: НИКТО. Поэтому, люди, в основном, и поступают «на своё усмотрение» или на «свой страх и риск», а по сути, так, как они сами и хотят. Да, бесспорно, существует правовая основа в каждом государстве – гражданский кодекс, уголовный – и в них написано, «что можно и что нельзя» — и больше ничего. Но таковыми кодексами жизнь человека не ограничивается, а самое главное проходит ВНЕ этих кодексов.
Переходим к самому главному блоку в жизни каждого человека.
Факторы «k» и «p» — иметь и быть (менеджмент)
◼️ Первая философская категория блока, с которой мы сталкиваемся – это учение о трёх ролях. Дешифровывая суть данного учения, сводим его к основному вопросу: «Кто ты?» — и это фактор «k», капитализация. Что же язык теста Сонди поясняет, почему людей 21 века так интересует вопрос «Что ты\Вы имеешь\те?». Заметим, что ещё в средние века и позднее, основополагающей категорией общества выступал феодал, а его главенствующая характеристика – «имение», определённая собственность. Да, так и определялось «кто ты», что за человек; есть имение, значит – феодал, нет имения – значит, неимущий, не феодал – а значит, «никто по имени «никак». И исторически, на уровне родового наследия, каждый стремится нечто иметь и окружать свою жизнь определёнными предметами – атрибутами, которые за него бы окружающим «говорили», кто он такой «на самом деле». Великолепные уроки менеджмента, в частности, преподаны нашими предшественниками в произведениях «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» и «Квентин Дорвард», в которых показана зависимость навыков человека (в частности, воинского искусства, как главенствующего навыка эпохи) и скорости обретения «имения» и прочих атрибутов «хочу» человека.
Далее рассмотрим следующую категорию, отражаемую фактором «р» — это учение о системе координат, об окружающем нас мире; о том, что мы думаем об этом мире и какое место в нём занимаем в действительности; какова наша роль. Другими словами, это объективный ответ на вопрос «Где я?»
КТО Я? и ГДЕ Я? – ключевые вопросы, выражающие суть философских категорий блока менеджмент.
Факторы «m» и «d»
◼️ В данном блоке перед нашим взором предстали четыре философских категории. Итак, приступим к рассмотрению учения о модели поведения (категория №3). Познание данного учения начинается с конфликта модели поведения и изменением жизненных сценариев (природа которых – в РПТК 8 «Раструб»); то есть первый конфликт данного блока отражает показатель – фактор «d».
◼️ Второй тип конфликта данного блока – это конфликт между замыслом человека и его поражениями (природа – РПТК 7 Раструб «Создание сценария» и РПТК 9 Раструб «Прохождение сценариев с поражением\победой»). Соответственно, данный конфликт отражает показатель фактора «m».
На данном этапе рассмотрим, как же работает эта система целостно, как слаженная машина. И, прежде, зададимся вопросом – а как же выглядит начальный такт данной системы, с чего всё начинается? С вопроса «Где Я?» или может, с конфликта между отсутствием правды и попыткой других «обязательно нас к правде привести»?
Начинается всё с человека, стоящего посреди комнаты (или на улице, и в кабинете – неважно, главное – человек находится в некоем объёме). И стоит этот человек и думает «Где Я?». Виктор Павлович Светлов, мой Наставник, говорил так: «Начинается всё с листка бумаги и ручки, когда сидишь ты за столом в пустой комнате – сидишь и ничего не можешь написать».
«Где Я?» — философская категория №4 – учение об окружающем мире, о системе координат. Это стартовая позиция (фактор «р»).
Движемся далее: что изменяет это положение? Как человеку получить ответ на интересующие его вопросы? Что дальше делает это человек? А он сталкивается лицом к лицу уже с двумя категориями (они его, как две «клешни» окружают):
Категория №12 – вопрос «Кем я мог бы быть?» и категория № 11 – вопрос «Кем я должен быть?». Соответственно, обе эти категории – этического порядка (проверяем дополнительно логикой судьбопсихологии).
Что происходит дальше и что порождают «две клешни»?
Ответ на вопрос «Кем я должен быть» приходит с учением о трёх ролях (более того, человек и не может находиться в других ролях – это исчерпывающий перечень). Учение о трёх ролях – это категория № 2 (фактор «k»). И это обязательный фактор – кем я должен быть – я должен быть мужчиной / должна быть женщиной, экспертом и лидером. Других вариантов нет.
Продолжим «распутывать» тест Сонди. Ответ на вопрос «Кем я мог бы быть?» толкает человека к учению о правде и неправде (философская категория №1)
Учение о трёх ролях запускает у человека поиск учения о выборе и поступках (философская категория № 6).
Соответственно, учение о правде и не правде далее направляет человека к учению об изменениях во времени.
Затем учение о выборе и поступках предопределяет движение к учению о модели поведения человека (философская категория № 3).
Учение об изменениях во времени — к учению о судьбе (философские категории № 7,8,9).
В конечном итоге, эта система замыкается и так формируется финальный такт – учение о религии (философская категория № 5). Рекомендуем читателю ещё раз рассмотреть фотографию доски – именно так работает Философия, как система.
Соответственно, мы могли бы заключить, что философия и определяет учение о создании собственной религии, что и есть финальная точка или финиш, математически выведенная на доске.
Выводы
Подводя итоги, согласно судьбопсихологической логике и доктрине судьбоаналитической школы, получаем следующее определение:
Практическая реализация наших представлений о том, кем я мог бы быть и кем я должен быть посредством создания собственной религии – это и есть ФИЛОСОФИЯ.
Создание религии (или её построение в каждом отдельном случае) происходит посредством описанных шагов – с вопроса «Где я?», который порождает вопросы «Кем я должен быть? И Кем я мог бы быть?». Эти вопросы, соответственно, определяют вектор дальнейшего движения к учению о трёх ролях и учению о правде и неправде (как они отличаются); те, в свою очередь, переводят к такту формирования учения о выборе и поступках и учению об изменениях во времени; следующий такт – учение о модели поведения и учение о судьбе; завершается формирование философии, как системы, тактом «создание собственной религии».
Философия –то, что при жизни учит человека «создавать некую собственную эффектиную религию», другими словами, причина этого: естественная потребность и тяга к практической реализации наших противоборствующих представлений «должен быть и мог бы быть».
И финальный такт представленного академического экскурса к сути понятия философии: может возникнуть совершенно объективный вопрос «Почему после вопроса «Где Я?» возникают два направления, как «две клешни»? Дело в том, что фактор «р» — выступает проявлением Духа в диапазоне; левая сторона схемы — начинается с вопроса «Кем я мог бы быть?» (вопроса о будущем — суть проявление системы «Я1» или Я-Сознания); правая сторона — начинается с вопроса «Кем я должен быть?», как требование окружающей среды, что и толкает человека вперёд – это проявление «Я2» или Я-Памяти. Дух же – это Судья и судит он только одно: правильная у человека «религия» или неправильная, эффективная или нет. Соответственно, чтобы понять, насколько верно он судит (объективно и беспристрастно), и существует категория СОВЕСТЬ. Совестью, словно «термометром», Дух и проверяет, меряет да судит, что верно, а что неверно.
Автор статьи:
Ольга Викторовна Панченко
журналист, адвокат, член-корреспондент Украинской Академия наук, главный редактор вестника «Результаты работы ученых»
Источник:
Вестник «Результаты работы ученых». Том 1, №2 (2020): Проблематика и аспекты криминологии в XXI веке